К 2015 году в Екатеринбурге планируется открыть 17 торговых центров, большинство из которых будут располагаться на периферии — Вторчермете, Химмаше, Уралмаше.
Уральцы: торговые центры Екатеринбургу нужны, но в каждом должна быть своя фишка. VIP-опрос
К 2015 году в Екатеринбурге планируется открыть 17 торговых центров, большинство из которых будут располагаться на периферии — Вторчермете, Химмаше, Уралмаше.
Хватает ли на сегодняшний день Екатеринбургу торговых центров, или их действительно необходимо построить еще и в каких районах? Как часто вы сами посещаете торговые центры? Каким, по-вашему, должен быть торговый центр, то есть что в нем должно быть и какую часть должна занимать развлекательная составляющая?
Нам ответили…
Георгий Перский, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
—Чем больше у нас в городе торговых центров, тем лучше. Будет расти конкуренция, а значит, торговые центры в погоне за покупателем будут повышать уровень услуг; будут снижаться цены; появятся новые развлечения. Главное — при размещении торговых центров надо учитывать, что растет уровень благосостояния людей, а, значит, растет уровень автомобилизации. Поэтому надо делать больше парковочных мест. Радует, что по содержимому торговых центров мы не отстаем от мировых тенденций. Кроме собственно торговых площадок, в них есть кино, боулинг, ресторанный кластер, катки. Хотя еще есть на кого равняться. Допустим, на торговые центры в Дубае. В них есть зоопарки, аквариумы, музеи, галереи высокой моды. Или вот недавно я приехал из Таиланда. Там в торговом центре есть театральный зал, в котором выступают фокусники. Не «наперсточники», а настоящие, они распиливают девушек. Надо стремиться к тому же. Нужно делать торговые центры в стиле зоны выходного дня. Чтобы можно было прийти, посмотреть кино, покататься на коньках, пройтись по магазинам, незаметно провести там полдня. Мой любимый торговый центр — «Гринвич». Просто я живу рядом. По полдня там, конечно, не провожу. Ходим в основном за продуктами да в кино.
Павел Смирнов, директор монтажной компании «Информсвязь Сервис»:
—В центре Екатеринбурга не хватает качественных торговых центров, таких, как «Гермес-Плаза». На периферии необходимо строить небольшие торговые центры, относящиеся к сегменту масс-маркета. Сам торговые центры посещаю редко, но считаю, что они должны быть комфортными. Кроме того, хорошо, если здесь присутствуют дополнительные услуги: химчистка, автомойка, общепит. Развлекательная часть необязательна.
Дмитрий Головин, председатель совета «Комитета 101»:
—Думаю, что торговых центров достаточно. Вообще, строительство крупных ТЦ становиться низкодоходным бизнесом. Считаю, что городу необходимо развивать формат «магазины у дома», «семейные кафе у дома» и «эксклюзивные магазины», например, открыть магазин чая, в котором представлено более трехсот сортов. Раз в неделю ездим с женой в АШАН за продуктами. Что касается того, каким должен быть торговый центр, то я считаю, что в каждом должна быть своя фишка, а сейчас они все однотипные. Развлекательную часть в торговых центрах я считаю немного туповатой. Раньше ходили, когда дети были еще маленькие, потому что им нравилось, а сейчас даже они не хотят идти развлекаться в ТЦ. Считаю, что лучше посидеть с друзьями и или почитать книгу.
Анатолий Марчевский, директор Екатеринбургского цирка, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
—Я не большой специалист в этом, так что не могу с уверенностью утверждать, нужны нам еще торговые центры или нет. Ну, раз их строят, значит, наверное, нужны. Кто же будет вкладывать деньги в то, что потом не окупится? Ну и потом, смотря в каком районе строить. У нас есть Академический, там можно построить. Вообще, чем больше торговых центров в городе, тем лучше для горожан. Ведь это удобно. Не надо ехать на другой конец города, чтобы что-то купить или провести весело время. Они хоть в большинстве своем и похожи, все равно у каждого есть своя изюминка. Например, если мне нужна детская одежда, я еду в «Дирижабль». Если хочу посмотреть кино, а дети хотят покататься на коньках, мы едем в «Карнавал». Все зависит от наличия свободного времени.
Дмитрий Сарапульцев, генеральный директор ТРЦ «Гринвич»:
—Торговые центры в планах строительства, конечно, заявлены. Но многие из таких точек существуют как идеи. Реальная рентабельность объектов не просчитана. А потому вряд ли они будут существовать. Я считаю, что сейчас новых крупных точек торговли Екатеринбургу не надо. С транспортом проблемы нет, можно добраться в любую точку города. От Уралмаша до цирка на метро — 7 минут. Приехал и купил все, что нужно. Конечно, может, к 2015 году людям будет лень и семь минут проехать. Тогда надо будет центры в районах строить. Я в торговых центрах часто бываю. В «Парк Хаус» недавно ездил, был в «Алатыре», «Фан-Фане» — слежу за изменениями. В «МЕГЕ» реже бываю — он достаточно статичный. Чаще, конечно, приезжаю посмотреть, как работают коллеги. Но бывает, что срабатывает покупательский интерес. Идешь-идешь и что-нибудь купишь.
Дмитрий Ионин, депутат Заксобрания Свердловской области:
—Смысл развивать торговые центры в Екатеринбурге, особенно в отделенных от центра районах, есть. Особенно если учесть, что сегодня такие центры стали не только местом покупок, но и досуга. Хорошо, если торговые центры появятся на Вторчермете. Пока жителям этого района приходится ездить в «Фан-Фан» или в «Мегаполис». Я категорически за, если парки вырубать при строительстве не будут. Сам я посещаю чаще всего «Гринвич» (расположение в центре очень удобно), «Парк Хаус» (по старинке), «Карнавал» (живу рядом). С точки зрения выбора товаров в Екатеринбурге все в порядке. Хотелось бы, чтобы больше торговых центров делало упор на семейный отдых.
Илья Борзенков, владелец торговой сети «Норд»:
—Я бы не сказал, что весь Екатеринбург покрыт торговыми центрами. Существует огромное количество рыночных ниш. Если бизнесмены верят, что кризиса не будет, покупательская способность будет расти, то почему бы и нет? Будут ли новые ТЦ успешными? Жизнь покажет. В любом случае, конкуренция играет на пользу покупателям. А неуспешные торговые центры можно перепрофилировать. Я не являюсь поклонником определенного торгового центра. Как правило, заезжаю в ближайший центр, если мне необходимо.
Владимир Коликов, партнер юридической компании «Генезис»:
—На мой взгляд, потребность города в торговых центрах в настоящее время удовлетворена. Скорее, нужны магазины формата шаговой доступности. Как и большинство горожан, посещаю торговые центры по мере необходимости, не чаще, чем раз в месяц. Ценю, что в современных ТЦ есть возможность не только заняться шопингом, потому что это, скорее, женское занятие, но и сходить в кино, перекусить, поиграть в боулинг, бильярд.
Максим Стародубцев, президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория»:
—Я не шопоголик, в торговых центрах бываю нечасто. Меня туда жена возит. Она разбирается, где что лучше покупать. Думаю, что в районах новые торговые центры строить, в принципе, нецелесообразно. Народ у нас сейчас мобильный, на машинах. Поэтому уход ТЦ за город вполне оправдан. Людям не составляет труда проехать лишние 5-10 минут.
Андрей Зуев, директор культурно-зрелищного центра «Стрела»:
—Я не так часто хожу в торговые центры, поэтому, на мой взгляд, их хватает в нашем городе. Но, с другой стороны, есть у нас такие районы, где ТЦ мало или совсем нет, к примеру, Уралмаш, Железнодорожный район. Торговый центр должен быть функциональным и с удобным временем работы. ТЦ — это только ТЦ: пришел, купил, что надо, и ушел. Не стоит ходить туда в кино как бы между делом, между посещением кафе и покупками. Кино — это культурное мероприятие. Я сам ни разу не ходил в ТЦ на киносеансы. У людей должно быть ощущение как от праздника, ощущение именно от посещения кинотеатра. В ТЦ должна быть детская комната, чтобы родителям не мешать ходить за покупками, и кафе, чтобы перекусить. Кино же надо смотреть в учреждениях культуры.
Елена Чечунова, секретарь свердловского отделения «Единой России»:
—Центры сейчас бывают не только торговые, но и выходного дня. По-моему, хороша любая инициатива, чтобы люди отдохнули с семьей. Хотя я бы предпочла совместный отдых на лыжах — полезнее и сплачивает сильнее. Я сужу о торговых центрах больше по рассказам дочери. Сама я — покупатель мужского типа: посещаю торговые центры редко, иду в конкретный магазин, за конкретной вещью.
Дарья Миролеева, директор юридического агентства «Миролеева и Партнер»:
—Я нечасто хожу по торговым центрам, особенно редко выбираюсь на периферию или в районы. Только если нужны какие-то специфические продукты. Тогда еду в крупные торговые центры. Иногда хожу в кинотеатры. Но покупки и кинопросмотры я обычно не совмещаю. Из чего должен состоять торговый центр? Составляющие могут быть разные, но для меня принципиально, чтобы арендаторы предоставляли качественные товары и услуги. Развлекательная часть важна. На мой взгляд, она должна составлять процентов 20-30 от общей части площадей.
Светлана Петракова, директор конкурса «Мисс Екатеринбург», главный редактор журнала «Свадебный вальс»:
—Мне кажется, торговые центры уже вышли за рамки обычных магазинов, сейчас они скорее являются объектами социально-культурного назначения. Там есть и магазины, и кинотеатры, и фитнес, и кофейни. Единственное, на мой взгляд, — торговым центрам нужно ориентироваться и на социальные нужды. Вот раньше существовали детские клубы, в которые ребята ходили после школы и в выходные, занимались в кружках и секциях. Было бы неплохо, если бы торговые центры предоставляли такие услуги. Бесплатно, разумеется. К сожалению, я сейчас не так часто посещаю торговые центры. Я временно осталась без машины, а живу во Втузгородке. Здесь нет торговых центров, а я так не люблю магазин в соседнем доме. Поэтому, если друзья с машиной свободны, с удовольствием езжу. За продуктами — в «Метро» на Сибирском тракте. В кино — в «Гринвич». Если нужны стройматериалы — еду в «МЕГУ».
Александр Заборов, бизнес-тренер:
—Лично для меня торговых центров в городе хватает. Регулярно заезжаю в «Гринвич», «Парк Хаус», «Алатырь». Критерии торгового центра для меня: просторная парковка, достаточное количество магазинов, развлекательный центр.
Наталья Руссо, директор компании «Роботцентр»:
—На мой взгляд, торговых центров у нас в городе достаточно. Может быть, в каких-то отдаленных районах жителям и не хватает их, но мне хватает. Я люблю большие магазины, в которых можно купить все сразу, все товары в одном месте. В «МЕГУ» очень люблю ездить. В идеальном торговом центре должны быть все возможности: купить товаров, купить продукты, ребенка оставить развлекаться, в кафе посидеть, в кино и боулинг сходить. Идеальный торговый центр — это «город в городе». «МЕГЕ» вот не хватает кинотеатров и боулинга, нет мест для развлечений.