Челябинские предприниматели намерены обратиться с коллективной жалобой в надзорные органы, для того чтобы проверить законность действующих в муниципалитете правил благоустройства. По ним предприниматели должны наводить порядок на прилегающих к их офисам и магазинам территориях. В зону ответственности бизнеса попадают дворы, тротуары и муниципальные парковки.
Челябинские предприниматели намерены обратиться с коллективной жалобой в надзорные органы, для того чтобы проверить законность действующих в муниципалитете правил благоустройства. По ним предприниматели должны наводить порядок на прилегающих к их офисам и магазинам территориях. В зону ответственности бизнеса попадают дворы, тротуары и муниципальные парковки. По мнению бизнесменов, ответственность за содержание городских улиц и дворов в чистоте должен нести муниципалитет. Власти, в свою очередь, заявляют, что основная нагрузка по благоустройству ляжет на крупный бизнес, при этом готовы рассмотреть жалобы и конфликтные ситуации.
Напомним, в областном центре действуют принятые в апреле 2012 года правила благоустройства, согласно которым юридические лица всех организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели обязаны заниматься благоустройством на закрепленных за ними территориях.
Как сообщили в пресс-службе администрации города, предприниматели заключают договоры о благоустройстве с администрациями районов. «В документе подробно излагается, какие виды работ и с какой периодичностью должен проводить предприниматель, также к документу прилагается подробная карта-схема закрепленной территории. В соответствии с договором предприниматель содержит свой участок. Если предприниматель подписал договор, значит, он согласен с его условиями. Если такого договора нет, то предприниматель может обратиться в администрацию своего района и заключить его, при этом определив территорию, за которую он будет отвечать», – рассказали в городской администрации.
В понятие благоустройства входит уборка, полив и подметание территории, в зимнее время года – уборка и вывоз снега, обработка тротуаров противогололедными препаратами, весной – очистка от мусора канав, ливневой канализации и других водопроводных устройств, летом – озеленение, содержание зеленых насаждений и прочее. В правилах описываются параметры, исходя из которых определяются границы закрепленной территории.
На практике предприниматели сталкиваются с трудностями при исполнении данных правил. Как рассказал Chel.ru один из представителей бизнес-сообщества на условиях анонимности, ему приходится отвечать за благоустройство целого двора.
«Здание, в котором расположена наша фирма, находится во дворе, окруженном многоэтажками. За нами закреплена территория, составляющая примерно половину этого двора. И получается, что мы проводим уборку не только вокруг своего офиса, но и отвечаем за благоустройство двора, в котором мусорят местные жители. Я считаю, что территория должна быть разделена пропорционально площади зданий, а не так, что мы убираем практически весь двор», – рассказывает владелец офисного здания. «Раз мы берем на себя обязанности «коммунальщиков», то тогда стоит компенсировать нам эти расходы», – добавляет предприниматель.
Еще один челябинский бизнесмен получил предупреждение от райадминистрации за то, что не успел вывезти снег со «своей» территории. «На протяжении почти 15 лет я исправно слежу за порядком на территории возле своего магазина, это улица, газон и парковка. В обустройство автопарковки моя фирма вложила почти 400 тысяч рублей, притом что стоянка общегородская. Мы ее заасфальтировали, организовали освещение, поставили ограждение. Для того, чтобы убирать снег, приобрели снегоочистительную машину и даже в праздничные дни выводили ее на уборку. Но почистить парковку удается не всегда из-за стоящих там машин. И вот когда здесь увидели снег, меня вызвали в администрацию и пригрозили штрафом», – рассказал владелец магазина. По его мнению, вменять обязанности по содержанию территории можно, но при этом у предпринимателя должно быть право на распоряжение этой территорией. «Мы можем только попросить водителей, чтобы они убрали машины, но к нашим просьбам не прислушиваются. Каким же образом я могу отвечать за эту территорию?» – недоумевает бизнесмен.
Предприниматели говорят о том, что содержание прилегающих территорий обходится в круглую сумму. «Одна только снегоуборочная машина стоит 80 тысяч рублей. Для того, чтобы вывезти снег или мусор, надо нанимать грузовой транспорт, а это не менее двух тысяч рублей за машину», – привели пример собеседники сайта.
Председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Челябинской городской думы Сергей Овчинников говорит, что основная нагрузка по благоустройству ляжет на крупный бизнес. «Пока что процесс заключенных с предпринимателями договоров невысок. На совещании по этому вопросу, которое проходило в августе, мы говорили о том, что надо начинать с крупных предприятий и сетевиков. Для них расходы на благоустройство некритичны. Также мы говорили о том, что если возникают жалобы и конфликтные ситуации, то надо сообщать об этом в нашу комиссию, и мы будем совместно с главами районов с представителями бизнеса смотреть, что нужно исправить», – рассказал Сергей Овчинников.
«В настоящее время районные администрации занимаются заключением договоров с предприятиями и организациями, составляют карты-схемы прикрепленных территорий», – подтвердили в пресс-службе администрации. «Без проблем подписали договоры те предприниматели, которые поняли, что чистая и ухоженная территория возле предприятия или организации – залог успеха в бизнесе. Вряд ли магазин, у которого горы мусора, привлечет много покупателей», – говорят в мэрии.
По словам заместителя председателя ЧРО «Опора России» Николая Дейнеко, проблема действительно актуальна для предпринимательского сообщества. «Достаточно часто мы отмечаем подобные жалобы предпринимателей. Несомненно, сами они заинтересованы в том, чтобы вокруг их офисов, магазинов и других объектов торговли и услуг была ухоженная территория, так как это прямым образом сказывается на имидже предприятия и покупательском спросе. Принятые новые правила благоустройства – это замечательная идея сделать наш город чистым и красивым, но то, какими методами это должно быть реализовано, требует дополнительного обсуждения, в том числе и с представителями бизнеса. Есть масса вопросов и даже предложений со стороны предпринимателей», – отметил Николай Дейнеко.
По его словам, важно всем понять, что конечной цели можно достигнуть только при обоюдном взаимодействии между обществом, бизнесом и властью. Сегодня малый бизнес и без того переживает не самые лучшие времена. Это связано и с ужесточением требований в сфере мелкорозничной торговли, увеличением налоговой нагрузки, падением покупательского спроса, а теперь и с дополнительной нагрузкой по содержанию дворов, газонов, парковок и тротуаров. «В ближайшее время мы планируем инициировать круглый стол по этой проблеме, пригласив на него все заинтересованные стороны, и попытаемся найти компромисс в сложившейся ситуации», – сказал Николай Дейнеко.
Отметим, что в ноябре прокуратура Еманжелинска оспорила правила благоустройства городского поселения, которыми на бизнес были возложены обязанности по благоустройству. «Правила возлагали на юридических и физических лиц обязанность по своевременной и качественной очистке и уборке отведенной им прилегающей территории. За нарушение предусматривалась ответственность. Согласно законодательству территории общего пользования являются муниципальной собственностью, и бремя их содержания лежит на собственнике», – рассказали в пресс-центре областной прокуратуры.
По словам партнера юридической компании «Генезис» Владимира Коликова, утверждая правила благоустройства территории, муниципальные органы руководствуются положением статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая относит к компетенции администрации муниципального образования установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. «Таким образом федеральное законодательство наделяет муниципалитеты полномочиями по возложению на собственников объектов торговли, бытового обслуживания и тому подобных обязанностей по содержанию соответствующей территории. Кроме этого, администрацией утверждаются и нормативы определения размера и границ прилегающей территории», – сказал юрист. Так что действия администрации укладываются в рамки федерального законодательства, считает эксперт.