Частные дома престарелых в премиальном сегменте? Никакой ошибки нет— это один из самых перспективных рынков в стране.
Частные дома престарелых в премиальном сегменте? Никакой ошибки нет— это один из самых перспективных рынков в стране. Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group, крупнейшей в РФ компании, управляющей пансионатами для пожилых людей, рассказал «ДК» о лакшери‑приютах для пенсионеров сегодня и завтра.
Рынку ухода за пожилыми людьми Алексей Сиднев предрекает в России колоссальное развитие, поскольку сейчас он только зарождается. По среднедушевому числу мест в домах престарелых (если брать в расчет людей старше 65 лет) Россия отстает от Франции в шесть раз, от Польши— в четыре, от Германии— в десять. В западноевропейских домах престарелых— неважно, частных или государственных— пребывание пожилого человека оплачивается по солидарной схеме: питание и проживание — из пенсии или из средств семьи, за социальный уход отвечает государство, за медицинские услуги— фонд обязательного медицинского страхования. Обитатели российских государственных домов‑интернатов для пожилых, число койкомест в которых не соответствует потребностям, отдают на свое содержание часть пенсии (не всегда), оставшуюся долю вносит государство. В частных же домах престарелых все оплачивается из средств семьи, и поскольку трудно ожидать от отечественного государства готовность финансировать частные пансионы, тем более высококлассные, скорее всего, за пребывание бабушек и дедушек в них и дальше будут платить их семьи.
Алексей Сиднев констатирует, что российские частные дома престарелых с премиальным качеством услуг сегодня отличаются от зарубежных аналогов. У нас это коттеджи или мини‑гостиницы с комнатами для одно‑ двух‑ или трехместного размещения, приспособленные для стариков. Четырехместные номера не позволяют говорить о премиальном уровне, да и трехместные г‑н Сиднев относит к этому классу с большой натяжкой. Площадь комнаты на двоих должна быть не меньше тридцати метров, одноместной— от двадцати пяти. В эту площадь входит санузел (5‑7 кв.м), и, по западным представлениям, там не должно быть ванны или душевой кабины, а лишь душевой шланг и слив в пол, потому что пожилым людям так удобнее. Все помещения должны быть приспособлены для маломобильных подопечных: подъемники, лифты, поручни, широкие коридоры и дверные проемы, так, чтобы в тот же санузел можно было свободно въехать на инвалидной коляске. В премиальных заведениях обязательно есть общие помещения: библиотеки, столовые, кафе, комнаты для занятий, и чем их больше, тем выше класс. Площади общих и жилых помещений должны соотноситься 1:1.
Европейские же высококлассные дома престарелых в их современном обличье— это не переделанные коттеджи, а построенные по специальным проектам здания на 100‑150 человек, в которых специфика пребывания пожилых людей учтена изначально. Снабженные большим количеством общих помещений с огромными окнами, они располагаются в живописных местах вблизи городов. Жилые комнаты— только одно‑ и двухместные. Алексей Сиднев подчеркивает, что в большинстве случаев структура таких учреждений не предполагает отдельного медицинского блока. В бельгийских современных пансионах на сто человек нет врача— предполагается, что обитатели получают медпомощь в обычных клиниках по соседству. Правда, медсестры в штате есть, как, например, и в пансионатах Senior Group, но в последних медицинского персонала все‑таки больше: есть приходящие терапевты и неврологи.
Обязательное требование к персоналу высококлассных домов престарелых— искреннее желание работать именно с пожилыми людьми, умение понять их и позаботиться о всех их потребностях. А это, по словам г-на Сиднева, требует знания основ геронтопсихиатрии, навыков общения с не самыми здоровыми и много пережившими людьми. Здоровый коммуникативный процесс складывается из нюансов: например, к старикам с деменцией нельзя подходить сзади; сотрудники должны громко предупреждать о всех действиях и манипуляциях.
Питание— пяти‑шестиразовое, с большой вариативностью блюд. В сети SeniorGroup в течение месяца дневное меню не повторяется ни разу, при этом учитывается физиологическое состояние: пожилым людям требуется много овощей и фруктов, но, к примеру, блюда из капусты лучше предлагать как можно реже.
Дневное пребывание в доме престарелых с услугами такого качества не может обходиться дешевле 2 тыс. руб. в сутки (для московского региона— при трехместном размещении на срок не менее шести месяцев и способности человека передвигаться самостоятельно). Чем короче срок пребывания и чем больше требуется ухода— тем выше цена. Например, в пансионатах SeniorGroup месячное размещение в комнате на двоих пожилого человека, передвигающегося с ходунками и не требующего сиделки, стоит сейчас 2,6 тыс. руб. в сутки. В 3,4 тыс. руб. обойдется пребывание лежачего подопечного при одноместном размещении. Алексей Сиднев говорит, что в регионах цены могут быть на 30‑40% ниже, но пропорции те же.
SeniorGroup, развивающаяся на российском рынке по французской модели (система Senior Care), сейчас ищет площадки в ближнем Подмосковье для строительства пансионата на 100‑150 мест европейского формата. Есть подобные планы и у других операторов. Всего же сейчас на московском рынке примерно тысяча мест в частных пансионах, относимых к премиальному сегменту; это число ежегодно увеличивается на 100%. То же происходит и в регионах, правда не столь масштабно. Но одно‑два частных заведения коттеджного типа можно обнаружить в предместьях большинства городов‑миллионников, спрос на подобные услуги в высоком ценовом сегменте растет по всей стране.
Совет 1. Рассмотрите вариант высококлассного пансиона, если ваш пожилой родственник оказался в «золотой клетке»
Г-н Сиднев так объясняет главную мотивацию пожилых людей из обеспеченных семей, принимающих решение переселиться в высококлассный дом престарелых. У них, как правило, есть хорошая квартира в центре, и, благодаря детям и другим родственникам, совсем нет материальных затруднений. Дорогостоящие лекарства, качественное медицинское обслуживание, при необходимости— сиделки и приходящие медсестры— все доступно. Но часто такие пожилые люди страдают от недостатка общения. Даже если близкие навещают регулярно, будучи, как правило, занятыми людьми, они не могут проводить с пожилыми родственниками целые дни— да им это и не нужно. А вот общения с людьми своего возраста, с похожим жизненным и социальным опытом недостает. И пансионы такую возможность предоставляют. Плюс по сути та же, что и раньше, домашняя атмосфера, свежий воздух и профессиональный уход.
Совет 2. Позаботьтесь о безопасности своих пожилых родственников
Для семей, чьи бабушки и дедушки становятся подопечными частных домов престарелых, мотивация другая. В домашних условиях крайне затруднительно обеспечить безопасность пожилого человека, страдающего заболеваниями, распространенными, увы, среди людей в возрасте. Это та же деменция, болезнь Альцгеймера. Провалы в памяти, дезориентация во времени и в пространстве создают ситуации, опасные для жизни: старики перестают узнавать родственников, забывают выключить газ, уходят по ночам. В специально оснащенных пространствах частных пансионатов, под круглосуточной опекой, такие ситуации исключены.
Совет 3. Проводите тест‑драйв частного пансиона для ваших родственников
Алексей Сиднев свидетельствует, что решение о переезде пожилого человека в дом престарелых, каким бы ни был его уровень и репутация, дается непросто как его семье, так и ему самому. Получит ли он должный уход? Будет ли персонал профессиональным и доброжелательным? Насколько комфортные условия созданы? Заранее ответить на эти и множество других животрепещущих вопросов невозможно. Поэтому можно провести своебразный тест‑драйв выбранного учреждения, договорившись, например, на месяц проживания. Если старику не понравится— он вернется домой или переедет в другой пансион.
Совет 4. Подмечайте детали во время первого посещения
Для качественного ухода важно, насколько полно укомплектован штат. Если во время вашего посещения дома престарелых сотрудники носятся как угорелые, сшибая все на своем пути, — значит, на персонале экономят и людей не хватает.
Если обитатели дома престарелых днем находятся в своих комнатах, значит, в нем не созданы условия для их полноценного досуга. В идеале днем они должны общаться друг с другом в общих помещениях или на свежем воздухе.
Хорошо, когда бабушки и дедушки не выглядят по‑домашнему— т. е. днем одеты не в пижамы или халаты. О психотерапевтическом эффекте от пребывания в социально комфортной среде свидетельствует желание стариков выглядеть как можно лучше— следить за одеждой, прическами и т. д.
Оцените, насколько качественно выстроены бизнес‑процессы и регламент в заведении. Встретили ли вас при первом посещении, разместили, насколько подробно ответили на ваши вопросы— все это показывает отлаженность технологий. Важный индикатор — запах: если все делается правильно, вы не почувствуете ничего, кроме аромата свежих булочек. Поинтересуйтесь у сотрудников, используют ли они специализированную IT‑систему: на рынке сейчас представлены как отечественные, так и зарубежные разработчики.
Частные дома престарелых предпочтительнее государственных
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис» (Екатеринбург):
– Ухаживать за пожилыми и немощными родителями – долг каждого нормального человека. Это у нас в генах: родители дали жизнь, заботились, кормили и т.д. – и я должен делать то же самое по отношению к ним. Даже в Конституции РФ прописано: трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Может быть это и правильно, однако на практике часто получается, что страдает и та, и другая сторона. Одна – от нехватки времени, для того чтобы обеспечивать нужный уход собственными силами, другая – от того, что обременяет своей немощностью. Современные коммерческие дома престарелых помогают решить данный вопрос. Речь не идет о том, чтобы избавиться от родителей и «сбагрить» весь груз проблем на кого-то, а обеспечить достойные условия проживания и ухода. Задумываясь о подобном шаге, нужно исходить исключительно из интересов и удобства пожилых людей. Коммерческие дома на сегодняшний день в значительной степени превосходят в уровне оснащенности и подготовке персонала государственные и муниципальные учреждения.