Важнейшей особенностью спама является невозможность идентифицировать истинного отправителя этого сообщения в связи с указанием в нем несуществующего или фальсифицированного адреса. Тем не менее статья 18 ФЗ «О рекламе», призванная помочь в борьбе со спамом, касается деятельности исключительно рекламораспространителей, то есть фактически не применяется, так как здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама.
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:
Важнейшей особенностью спама является невозможность идентифицировать истинного отправителя этого сообщения в связи с указанием в нем несуществующего или фальсифицированного адреса. Тем не менее статья 18 ФЗ «О рекламе», призванная помочь в борьбе со спамом, касается деятельности исключительно рекламораспространителей, то есть фактически не применяется, так как здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама.
Тогда как идентификация возможного рекламодателя не представляет проблемы, он известен из самого содержания спам-рассылки. Однако в том и проблема, что субъект, указанный в рассылке, возможно, не является рекламодателем. Данная рассылка может быть результатом недобросовестной конкуренции и заказана компанией, делящей сегмент рынка, и направлена на устранение конкурента.
Как раз с такой ситуацией мы столкнулись и в нашей практике. С жалобой на несанкционированную рассылку рекламы фирмы «Decke» в Управление ФАС по Свердловской области в свое время обратилась компания «УралVIPсилинг». Представители заявителя утверждали, что рассылка «Decke» дважды в неделю приходила на электронные ящики сотрудников компании, что, по их мнению, приводило к перегрузке почтового сервера и отвлекало сотрудников от работы.
Мы же как представители «Decke» настаивали на том, что компания размещает рекламу только легальными способами с обязательным прохождением согласований во всех компетентных государственных органах. Факт попадания информации о деятельности «Decke» в спам-рассылку, на наш взгляд, являлся проявлением недобросовестной конкуренции компании, являющейся одним из многочисленных конкурентов на рынке натяжных потолков в Екатеринбурге.
В итоге УФАС по Свердловской области отклонило заявление «УралVIPсилинг» и признало «Decke» добросовестным рекламодателем.
Вся особенность в борьбе со спам-рассылкой и заключается в том, что ввиду сложности по определению распространителя невозможно достоверно установить заказчика, то есть рекламодателя.
Остается одно — «зацепиться» за рекламораспространителя и возложить весь груз ответственности не него. Рекламораспространителями можно признать два рода субъектов: 1) непосредственно лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка; 2) провайдера почтовой службы, не обеспечивающего надлежащий сервис почтового информационного пространства.
Но и в данном случае законодательство дает возможность избежать ответственности одному из субъектов, а именно провайдеру. Согласно п.2 Письма ФАС РФ от 19.05.2006 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.
Но поскольку электронные почтовые ящики на некоторых сайтах (например, Yandex, Rambler, Google и т.д.) регистрируются без ограничения, а ответственность за спам данные службы нести не желают, то предварительное согласие адресата на получение рекламы фиксируется галочкой в поле «Я согласен», которую будущий адресат ставит в параграфе «Правила регистрации». Таким образом, остается лишь один субъект — лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка, выявление которого с технической точки зрения представляет массу трудностей. В итоге из трех потенциальных спамеров юридическую ответственность несет один, а реальную — никто.
Информационно-аналитическое агентство “УралБизнесКонсалтинг”