Новые законы, касающиеся ведения бизнеса в России, ужесточили деловой климат. В некоторых случаях нормы менялись в пользу бизнеса, считают предприниматели. Но чаще перемены вызывали бурную критику
В этом году российские законодатели в своей работе руководствовались соображениями социальной защиты и вывода предпринимателей из тени — иногда тем самым загоняя бизнес еще глубже в подполье. Год начался с двукратного повышения страховых взносов для ИП, а заканчивается разговорами о том, чтобы вернуть полиции право без фискальных проверок возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. В декабре должна решиться судьба ОСАГО: либо страховщикам позволят повысить тарифы, либо «автогражданка» окончательно перейдет в разряд убыточных продуктов. Те же изменения, которые могут улучшить жизнь бизнеса (новая система бухучета, введение патентной системы налогообложения), называются косметическими и требующими доработки.
Покупка хлеба по новым правилам
Как и в последние пять лет, красной нитью законотворчества остается реформа Гражданского кодекса. По определению юристов, ГК касается всего: от покупки буханки хлеба в магазине до слияния корпоративных активов. В первом чтении новая редакция кодекса была принята прошлой весной, а ко второму чтению поступило более 2 тыс. поправок. «В связи с этим Госдума пошла на беспрецедентное решение — разделить проект на восемь частей и принимать их последовательно», — комментирует «ДК» старший партнер ГК «Интеллект-С» РОМАН РЕЧКИН.
Сегодня приняты четыре из восьми пакетов поправок, они вступали в силу с марта по ноябрь 2013 г. В целом, реформа Гражданского кодекса меняет общие положения о сделках и договорах, об объектах гражданских прав, правила оспаривания сделок, сроки исковой давности, правила представительства и условия использования доверенностей. Впереди — принятие новых норм о вещных правах и новые правила корпоративных отношений.
«К сожалению, глобальная и масштабная реформа гражданского законодательства практически не привлекает внимания бизнес-сообщества, — подчеркивает г-н Речкин. — Но, на мой взгляд, это самое важное изменение законодательства 2013-2014 гг., которое окажет влияние на любой бизнес в России».
Помимо ГК РФ менялись и другие нормы. Своей целью законодатели назвали облегчение условий для бизнеса. Новые законотворческие инициативы расширяют возможности компаний по участию в конкурсах, вводят патентную налоговую систему и модернизируют систему бух-учета. В частности, с 1 января 2014 г. вступают в силу основные положения ФЗ-44 «О контрактной системе», логически продолжающего известный ФЗ-94. В полном объеме ФЗ-44 вступит в силу в 2017 г. Обновленный закон устанавливает пять методов определения начальной цены: нормативный, проектно-сметный, тарифный, затратный и метод сопоставимых рыночных цен. В зависимости от условий контракта можно будет применять либо один метод, либо несколько. Интересно, что заказчик сможет сам разрабатывать механизм определения цены — при условии, что он докажет неприменимость перечисленных методов к заявленному контракту. Появится единая информационная система с отражением всех этапов госзакупок — от планирования до анализа результатов.
Новеллы ФЗ-94 профильные эксперты оценивают по-разному. «С нашей точки зрения, закон имеет явную антикоррупционную направленность, — комментирует генеральный директор компании «ЭНСО» АЛЕКСЕЙ ГОЛОВЧЕНКО. — Но судить о его эффективности, конечно, рано». Независимый аналитик ВИТАЛИЙ КАЛУГИН более скептичен: «Слишком много туманных формулировок, что снижает предполагаемую эффективность закона. Но эта редакция все же лучше, чем прежняя». Явную выгоду в поправках видят строители — хотя они бы предпочли торговаться за госконтракты в офлайне.
«Эти изменения в строительной сфере давно ждали, — рассказывает исполнительный директор областного Союза предприятий стройиндустрии ЮРИЙ ЧУМЕРИН. — Снижается возможность демпинга, или того, что тендеры выиграют несостоятельные претенденты. Это плюс. Но мы ждем и более радикальных изменений: отмены электронных торгов по тематике строительства. В крайнем случае — чтобы пороги таких аукционов не превышали 500 млн руб. за объект».
Разнонаправленные отклики получила и новая система бухучета, действующая с 1 января 2013 г. «Новый закон о бухучете в чем-то полезен, поскольку в него не вошли откровенно устаревшие нормы предыдущего закона, — говорит Роман Речкин. — Например, абсурдное правило о том, что глава компании без главного бухгалтера не вправе подписывать большинство документов. Но положительный эффект новой редакции закона во многом нивелирован тем, что теперь бухучет должны вести все, вне зависимости от их системы налогообложения. Это привело к росту управленческих издержек малого и среднего бизнеса». Г-н Речкин добавляет, что в новом законе сохранилось разделение учета по стандартам МСФО и РСБУ, при этом РСБУ «так и остался набором формальных и абстрактных показателей, имеющих зачастую весьма отдаленное отношение к реальным хозяйственным операциям».
Алексей Головченко обращает внимание на отдельные, радикальные новации в системе бухучета.
«Теперь регулирование в этой области могут осуществлять не только Минфин России и ЦБ, но и СРО, — поясняет он. — Это, по нашему мнению, революционное нововведение, закрепляющее возможность негосударственного регулирования. С другой стороны, теперь при сдаче отчетности предприятия вынуждены приводить сопоставимые данные за предыдущие два года и, соответственно, восстанавливать бухучет за несколько лет».
По мнению генерального директора СК «Северная Казна» АЛЕКСАНДРА МЕРЕНКОВА, нормам бухучета даже в нынешнем виде не хватает гибкости: их нужно приводить в соответствие с реалиями бизнеса гораздо быстрее.
С большим единодушием эксперты относятся к введению с 1 января 2013 г. патентной системы налогообложения для ИП со штатом не более пятнадцати человек и годовым оборотом до 60 млн руб. Общее мнение: система хорошая, но ее эффект ограничен — как раз в силу ее адресности. «Этот закон весьма полезен, потому что чем больше упрощенных систем, тем лучше для малого бизнеса», — считает г-н Меренков.
«Из-за того, что патенты могут применять только ИП со штатом до пятнадцати человек, из сферы их действия сразу же выпадают любые организации, даже субъекты малого и среднего бизнеса, — комментирует Роман Речкин. — Кроме того, размер налога по патенту зависит от потенциально возможного годового дохода ИП. Суммы этого дохода устанавливают регионы. И у бизнеса даже на этапе принятия закона возникали вопросы о порогах этих сумм».
Полезными для бизнеса могут оказаться и летние поправки в закон о банкротстве.
«Сейчас у руководителей появилось больше пространства для маневра, если им требуется доказать невиновность в банкротстве, — говорит директор агентства «ЮС-КОГЕНС» СВЕТЛАНА КОРАБЕЛЬ. — Раньше директору было достаточно потерять документы компании, чтобы его причастность к преднамеренному банкротству была доказана. Теперь для этого требуется гораздо больше аргументов. С другой стороны, директор теперь относится к контролирующим лицам компании. Это значит, что если он не проявил должной добросовестности, он может быть привлечен к субсидиарной ответственности наравне с собственниками фирмы-банкрота. Даже если все документы фирмы в порядке».
Пенсионеров защитят от акционеров
Законодатели намерены защитить права работников и миноритарных акционеров весьма радикальными методами. Так, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, позволяющий сотрудникам компаний инициировать их банкротство в случае задержки зарплаты более чем на три месяца.
«Законодатель понимает, что процедура банкротства на сегодняшний день — единственный механизм заставить кредитора выполнить обязательства, в том числе и по зарплате, — комментирует управляющий партнер ЮК «Генезис» АРТЕМ ДЕНИСОВ. — Власти демонстрируют, что для них в приоритете интересы работника, менее защищенной стороны. Лоббистское сообщество работодателей предлагает ввести обязательное страхование такого риска: если он не сможет выплачивать зарплату более двух месяцев, долг покроет страховка».
Другой законопроект предполагает обязательное отчисление не менее 15% чистой прибыли акционерных обществ на дивиденды. «В пояснительной записке говорится, что к депутатам часто обращаются акционеры, которым дивиденды не платят по нескольку лет, — рассказывает г-н Денисов. — Чаще всего это миноритарии — бывшие сотрудники, люди, стоявшие у истоков организаций, — а сегодня они получают мизерные пенсии. Сейчас акционер с контрольным пакетом может вообще не платить дивиденды, даже при получении сверхприбыли. Поэтому есть предложение законодательно обязать его делать выплаты миноритариям». По словам Артема Денисова, это ведет к тому, что компании уже сейчас ищут альтернативные пути для занижения размеров дивидендов.
Параллельно областные законодатели дорабатывают и специфичные отраслевые законы, позволяющие устранить противоречия и нестыковки федерального и регионального законодательств.
«В этом году в области принят проект, по которому мы можем строить электросети и энергоустановки напряжением до 20 кВ без специального разрешения, — сказал в беседе с «ДК» генеральный директор «МРСК Урала» ВАЛЕРИЙ РОДИН. — Проблема в том, что все разрешительные процедуры, связанные с выделением земли, проектированием, оформлением разрешения на строительство и пр., занимают 24 месяца. А на техприсоединение потребителей нам отводится только полгода. Эта коллизия вынуждает нас либо нарушать сроки присоединения, либо не выполнять требования федерального законодательства. Регион смягчил для нас эту грубую нестыковку».
Масштабных изменений в регулировании ждет финансовый сектор — банки и страховщики. Первые уже переживают эпоху перемен, связанную не только с нашумевшим присоединением к Центробанку Федеральной службы по финансовым рынкам. Этим летом был принят ФЗ-134, ужесточающий противодействие незаконным финансовым операциям. В частности, банки получили право закрывать расчетные счета клиентов на основании сомнений в правомерности операций по ним. «ФЗ-134 — очень большой и противоречивый закон. С одной стороны, он позволяет в среднесрочной перспективе снизить риски российской экономики, вводя квалификационные требования к руководителям лизинговых и микрофинансовых компаний, фондов, УК и банков, — комментирует заместитель председателя Уральского банковского союза ЕВГЕНИЙ БОЛОТИН. — С другой стороны, усиливается административное давление на бизнес». Например, теперь компаниям под давлением банков придется официально раскрывать своих истинных бенефициаров.
Г-н Болотин отмечает, что банковское сообщество ожидает принятия законов о потребительском кредитовании, о коллекторах и о банкротстве физлиц. «Такие нормы важны не только для банков и частных заемщиков, но и для всего бизнеса, потому что сегодня именно потребительский спрос является основой роста российской экономики, — подчеркивает эксперт. — Конечно, наибольшая отдача от этих законов последует в том случае, если в ходе их принятия будет соблюден баланс интересов кредиторов и заемщиков. Если же будет перекос в сторону одной из сторон, то возможно и негативное влияние на рынок».
Страховщики же настроены на то, что до конца года решится, наверное, самый больной для отрасли вопрос: изменение тарифов по ОСАГО. Лимит ответственности по «автогражданке», который недавно уже был повышен, может вырасти еще раз в текущем декабре. Законодатели держат интригу: будут ли повышены страховые тарифы, непонятно, — а Минфин, например, выступает за то, чтобы ввести ценовой коридор. Пока же страховщики, для которых уровень убытка по обязательному автострахованию стал критическим, стремятся ограничить продажу полисов.
«Мы видим, что убыточность ОСАГО достигла пограничного уровня, который еще приемлем для одних компаний и уже неприемлем для других, — рассказал «ДК» директор уральской дирекции страховой компании «Цюрих» ВЛАДИМИР РЯБУХИН. — Соответственно, те, кто не может работать с таким уровнем убыточности, стараются ограничивать продажи полисов. Например, они сегментируют клиентов с помощью выноса центров урегулирования убытков за пределы Екатеринбурга. Клиентов с небольшими выплатами они готовы обслуживать в любом офисе. Если же сумма выплаты существенная — добро пожаловать, например, в Нягань. Причем это абсолютно законно».
Если в ¬ОСАГО ничего не менять, это ударит по многим: от страховых компаний и юристов до правозащитников, говорит Александр Меренков: «Логично, что в ситуации, когда выплаты за несколько лет выросли в несколько раз, а тарифы остались неизменными, страховые компании не хотят наращивать продажи полисов. Они готовы максимум поддерживать портфель ОСАГО на текущем уровне».
На предприятиях Свердловской области отразятся изменения в методике и содержании регионального бюджета 2014-2016 гг. Виталий Калугин видит тут серьезную опасность.
«Формально бюджет прошел только первое чтение, но сомнений в его принятии, пусть и с правками, у меня нет, — рассуждает г-н Калугин. — Это бомба. Режут все расходы, какие можно, так что бизнес, завязанный на услугах для бюджетов разного уровня, рискует вовсе вымереть. Производить что бы то ни было в масштабах небольших компаний уже давно воспринимается как безумие».
Малый и средний бизнес аналитик относит к главной группе риска, которая сильнее всего страдает от недальновидных законов. «Имеется в виду бизнес, занимающийся в основном обслуживанием крупных госкорпораций, либо бюджетов разного уровня, либо строительных подрядов, — говорит он. — Сюда же я бы отнес средний и мелкий ритейл. Законодатели всем сестрам раздадут по серьгам. Для первых припасли заморозку тарифов монополий, для вторых — секвестр бюджетов всех уровней, для третьих — бремя согласований. Крупные компании еще как-то защищены, а небольшие, к сожалению, остаются кормовой базой для мелкой коррупции».