Вытащить предприятие из долговой ямы может его собственник – Росимущество. Но ведомство пока молчит

Арбитражный суд Свердловской области принял к производству иск о банкротстве дорожно-строительного предприятия «Свердловскавтодор». Заседание по делу еще не назначено, документов, объясняющих суть претензий, в картотеке арбитражных дел еще нет. Но мы связались с юристами истца. И они объяснили смысл предстоящего судебного разбирательства.

В начале 2012 года «Минерал» выиграл тендер «Свердловскавтодора». Подписал контракт, в соответствии с которым поставил автодорожному предприятию техническую соль. А деньги (50 млн рублей) так и не получил и попытался взыскать долг через суд. В арбитраже «Минерал» выиграл несколько дел. Но «Автодор» погасил лишь небольшую часть общей суммы и по-прежнему должен поставщику 45 млн рублей.

Логично предположив, что у предприятия просто нет денег, юристы «Минерала» потребовали признать его несостоятельным. Впрочем, они еще надеются, что «Свердловскавтодор» одумается и вернет долг, чтобы избежать неприятной процедуры банкротства. Сторонние наблюдатели такого развития событий не исключают.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

 — Если речь не идет об управляемом банкротстве (когда иск подает сама компания или аффилированное с ней юрлицо), ответчик всегда старается любым способом избежать этой процедуры. Во-первых, потому что в подавляющем большинстве случаев она завершается не финансовым оздоровлением, а распродажей активов. А во-вторых, потому что назначенный судом арбитражный управляющий получает доступ ко всем документам и может раскопать сведения, грозящие ответственностью руководителям предприятия.

Тем не менее знакомые с финансовым состоянием «Автодора» источники настроены скептически. Денег попросту нет, вообще, утверждают работники предприятия.

Сотрудник «Свердловскавтодора»:

 — В офисе творится откровенная паника. У нас даже для текущего содержания дорог денег нет: соль до сих пор не закуплена. Посыпать дороги нечем. Из-за этого растет число ДТП. В том числе — с летальным исходом. А вы говорите про предыдущие поставки. Нечем платить за них.
Другие участники дорожно-строительного рынка на условиях анонимности предполагают: все свободные средства «Автодор» направил на строительство нескольких участков Тюменского тракта. Договор об этих работах, напомним, гендиректор предприятия Дмитрий Рыбин заключил с тюменским «Аэродромдорстроем».

И, как рассказывали полпреду работники «Свердловскавтодора», контракт этот — по определению убыточный: при себестоимости работ 900 млн рублей подрядчик взялся за них всего за 250 млн. Причем ни копейки еще не получил, хотя работал все лето. «В общем, «Автодор» все, что у него было, потратил на этот объект. Потому растет очередь его кредиторов в арбитраже. Он же никому не платит», — подытоживают наши источники и предполагают: очень скоро предприятие все же начнут банкротить.

Согласно базе арбитражных дел, только в ноябре текущего года суды приняли к производству три дела против «Свердловскавтодора».

Окончательное решение сразу по нескольким искам против «Автодора» арбитраж примет уже в начале будущего года, прогнозируют наблюдатели. Скопится критическая масса обоснованных в суде долгов, и предприятие неминуемо подвергнут банкротству.

Компании назначат арбитражного управляющего, который несколько месяцев будет изучать документы, а потом вместе с кредиторами примет решение: попытаться «Автодор» спасти или начать продавать его имущество. Как показывает российская практика, банкротство всегда заканчивается распродажей активов. Потому надеяться на то, что «Свердловскавтодор» этой участи избежит, смысла нет.

Именно этого и добивается присланный из Тюмени руководитель предприятия Дмитрий Рыбин, утверждают его сотрудники. Напомним, по логике писавших письма полпреду работников «Свердловскавтодора», их генеральный директор сознательно разоряет компанию, действуя в интересах тюменского «Аэродромдорстроя». Заключая заведомо убыточные контракты и не расплачиваясь по долгам, он якобы подталкивает предприятие к банкротству, чтобы выключить его из тендеров на строительство и ремонт дорог.

Теперь, если суд процедуру запустит, «Свердловскавтодор» действительно лишится права бороться за заказы, но работать не перестанет. Банкротство такого крупного предприятия точно растянется лет на пять. Все это время оно сможет выполнять заказы на правах подрядчика, но в государственные тендеры его уже не пустят.

Этой паузы тюменским дорожным строителям вполне хватит для того, чтобы освоить самые «вкусные» местные заказы, предполагают другие игроки рынка: «Основные дорожные деньги вольют в регион до 2018 года. Потом строить здесь будет особенно нечего. А текущий ремонт и содержание дорог никому не интересны: заработка на них мало, а украсть и вовсе нечего».

Рассуждая о том, кто в итоге выкупит активы обанкроченного «Автодора», дорожники предполагают: главные претенденты на это имущество — нынешние руководители входящих в структуру предприятия ДРСУ.

Участник дорожно-строительного рынка Свердловской области:

 — Директора ДРСУ — очень уважаемые люди в своих городах. Многие из них, по сути, управляют градообразующими предприятиями и не станут отказываться от такого влияния. Потому, скорее всего, на торгах «Свердловскавтодор» разойдется по кускам. Неликвидные активы (убитую технику и пустующие базы) руководители ДРСУ приобретать не станут. Но все остальное имущество выкупят. И у нас вместо него появятся еще 12–14 как бы новых компаний.
Предотвратить развитие такого сценария сейчас может собственник свердловского предприятия — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Но до сих пор он свою позицию никак не обозначил. Руководителю агентства мы отправили вопросы о судьбе «Свердловскавтодора». Ответов пока нет. Как появятся — расскажем.

Екатеринбургский городской портал 66.ru