Starcups воспользовался популярностью Starbucks в Екатеринбурге
Успех крупных брендов, как правило, создает «шлейф» из подражателей и фанатов от бизнеса. Их различие, главным образом, в том, что одни вдохновляются опытом и делают своё, другие – завидуют и пытаются «приобщиться» к чужим заслугам. В нашей памяти, например, все ещё сильны китайские поделки из 90-х гг. – Abibas, Trony и иже с ним. Но это к конкуренции не относится, здесь фальсификат в чистом виде. Есть, конечно, еще и третий вариант: тенденции улавливают сразу многие. Вероятность, что одна и та же мысль пришла сразу двум людям, низка, но она есть.
К чему я все это: прислали на днях фотографию, а на ней – кофейня на ул. Вайнера с названием… Starcups. Нехитрый поиск в Интернете показал, что заведение начало работу в начале лета. То есть аккурат, когда в Екатеринбурге начались муссироваться слухи об открытии американского Starbucks в «Гринвиче». Конечно, о конкуренции здесь речи не идет. Цены у Starcups раза в два-три ниже (судя всё по тому же фотоснимку), а значит и аудитория другая. Да и сами ребята в соцсетях говорят, что никакого заимствования с их стороны не было и нет.
Все понятно, но на некоторые мысли все же наводит. Например, при таком удачном местоположении, в самом центре, на самой торговой улице, паразитирование на чужом бренде – первое, что может прийти в голову обывателю. И это для Starcups – минус. И с точки зрения потенциала для развития (Starbucks ведь всё-таки открылся), и с точки зрения юридических рисков.
На рисках остановлюсь подробнее.
Если указанный на вывеске товарный знак не зарегистрирован, то, на мой взгляд, владельцы кафе Starcups серьезно рискуют. Во-первых, антимонопольная служба может выявить факт недобросовестной конкуренции. Тогда будет применена часть 2 статьи 14.33 КоАП, по которой УФАС может назначить штраф вплоть до 15% от выручки кафе с момента его открытия.
Кроме того, сам Starbucks может обратиться в арбитражный суд и потребовать признать незаконным использование сходного до степени смешения товарного знака ответчика. Это уже статья 1515 Гражданского кодекса, по которой, если будет доказано, что Starcups использует сходный до степени смешения товарный знак незаконно, Starbucks может потребовать выплатить ему компенсацию до 5 млн рублей (на усмотрение суда).
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Для определения сходства обозначений привлекается эксперт, который и должен будет определить, насколько сходными являются обозначения для целевой аудитории и на основании этого вынести свой вердикт.
Чтобы не было недопонимания: я ни в коей мере не призываю Starbucks идти в суд. Сейчас бизнесу и без того сложно, особенно малому, и новые начинания нужно только поддерживать. Но хочу выступить с предостережением: создавая новый b2c-бизнес, обязательно проведите мониторинг – нет ли уже на рынке компаний, использующих сходные названия и бренды. Сегодня юридическая составляющая любого стартапа важна не менее, чем финансовые и организационные вопросы. Как мы знаем, незнание не освобождает от ответственности.
Давайте работать в правовом поле, конкурировать честно и просчитывать риски заранее!