Для юристов и положительные, и отрицательные тенденции в экономике могут иметь свои плюсы
«Сейчас есть определенное давление на рубль. С тем, чтобы его немного снизить, мы приняли решение в Минфине проводить валютные аукционы. Это будет несколько миллиардов долларов», — цитирует министра «Интерфакс».
«Девальвация рубля может сказаться на рынке недвижимости опосредованно, если банки — крупные игроки на рынке ипотеки существенно уменьшат объемы кредитования. При этом снижение рыночной цены недвижимости вряд ли произойдет, поскольку расходы застройщиков имеют только тенденцию к увеличению в связи с постоянным подорожанием стоимости земли и стройматериалов», — предупреждает г-жа Зырянова.
«Сильное падение стоимости недвижимости будет означать соответствующее снижение доходности для инвесторов, как следствие — сокращение новых объектов, сокращение предложений на рынке, увеличение сроков строительства, вероятное разорение небольших игроков, возможное увеличение обманутых дольщиков. Думаю, что это не та цена, которую можно уплатить за «долгожданное снижение цен», за что ратуют отдельные горячие головы. Да и потом, снижение цены не обязательно означает увеличение доступного жилья. Если для банков ипотека станет слишком рискованна из-за обесценивания залогов, то при сокращении объемов ипотеки, увеличения размера первоначального взноса, роста ставки или сокращения срока кредита основная масса покупателей не сможет купить даже сильно подешевевшие объекты», — резюмирует Ирина Зырянова.
«ШПД (Интернет) и телевидение сегодня — это стабильно востребованные коммунальные услуги, и вопрос об отказе от них у потребителей не стоит. Что касается операторов связи, их операционная деятельность, которая лежит в основном в рублевой зоне, также не пострадает ни сейчас, ни в будущем. А вот инвестиционная деятельность испытает определенное давление, особенно у импортоориентированных компаний, приобретающих оборудование за рубежом, так как оно неизбежно будет дорожать», — говорит г-н Васкецов.
«Несмотря на удешевление российской валюты, вендоры и ритейлеры не стали повышать цены на новые партии смартфонов. Однако из-за перераспределения спроса в сторону более дешевых устройств продолжилось снижение среднего чека на смартфон, который в третьем квартале составил 7 753 руб. в России. В годовом исчислении темп удешевления смартфонов в третьем квартале 2014 г. замедлился до 14,9%, в предыдущий отчетный период смартфоны за год подешевели на 17,1%», — говорит г-н Хрусталев.
«Однако это не связано с изменением валютных курсов — спрос на бюджетные гаджеты был высок всегда, сейчас он стимулируется повышением производительности недорогих аппаратов. А операторы напрямую заинтересованы в стимулировании продаж именно бюджетных устройств: покупая первый смартфон вместо обычного телефона, абонент начинает потреблять услуги передачи данных, а это главный драйвер роста выручки сотовых компаний», — отмечает участник рынка.
Впрочем, потребители по-прежнему готовы покупать смартфоны дороже 10 тыс. руб., однако предпочитают в основном LTE-гаджеты, заключает директор розничной сети «МТС Урал».
«В некоторых случаях стоимость продуктов питания растет. Но с учетом того, что сейчас действуют санкции и 90% товара закупается именно у местных производителей, выручка, естественно, идет в рублях, и на финансовом положении компании это не сказывается. Цены по сравнению с весной, безусловно, изменились, но это ежегодное явление, которое носит сезонный характер, хотя к ним сейчас приковано пристальное внимание. Но гиперроста цен нет, договоры с поставщиками заключены на квартал, и ни один из них не был расторгнут», — говорит г-н Углов.
«Возникновение первого или второго варианта зависит от уровня организованности и аккуратности в работе компании-клиента, которую она вела до вхождения в кризис, и ее планов на преодоление кризисного периода», — говорит г-н Денисов.
«Наложились сразу несколько негативных факторов. Еще перед началом сезона отпусков выезд за рубеж запретили сотрудникам силовых структур — это снизило турпоток. Затем началась череда банкротств туроператоров. Кризис ликвидности банков привел к тому, что туроператоры лишились возможности перекредитовываться под обороты — только под залоги. Но оборачиваемость на нашем рынке сумасшедшая, а залогов нет. Череда банкротств еще не закончена, в ближайшие полгода мы еще не раз станем свидетелями падения крупных компаний. Дальше — начались санкции, а теперь — падение курса рубля.И среди потенциалных клиентов царят панические настроения. Страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне заставляют отказаться от поездок. Все-таки туризм — это не продукт первой необходимости.Мы прогнозировали ухудшение экономической ситуации еще в начале года, поэтому начали проводить оптимизацию затрат. Плюс — составили «черный список» туроператоров и сконцентрировались только на самых надежных партнерах».
«Люди, которые сейчас отложили поездку, обязательно поедут позже. Как только экономическая и внешнеполитическая ситуация стабилизируется, количество желающих выехать на отдых за границу резко возрастет».