Депутаты предлагают магазинам и ресторанам отдавать непроданную еду благотворительным организациям
Депутаты предлагают магазинам и ресторанам отдавать непроданную еду благотворительным организациям или фермерам-животноводам. Ритейлеры указывают, что для этого потребуется своя логистика.
С инициативой в Минпромторг о разработке такой нормы обратилась член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Яна Лантратова, пишут «Известия».
Лантратова отмечает, что по данным Росстата, в 2013 г. в России выбросили 1,93 млрд т непроданной еды (это порядка 30–35% от всех типов отходов производства и потребления).
В качестве примера она приводит Францию, где буквально неделю назад был принят закон, обязывающий супермаркеты отдавать нереализованные продукты благотворительным организациям. В противном случае, их ждет штраф до €75 тыс., а руководитель может попасть в тюрьму сроком до 2 лет. Федерация торговли и дистрибуции Франции уже выступила с критикой такого решения.
В обращении не уточняется, какая продукция будет считаться нереализованной. Как и любая законодательная инициатива, она должна иметь четкий план для реализации, комментирует управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. Нужно четко понимать, когда еда становится «непроданной»? – задается вопросом юрист. В конце рабочего дня – это один момент, в конце срока годности – другой, но тогда такая еда может быть опасна для жизни.
Обращения передать непроданную еду со стороны благотворительных организаций приходят часто, но получают отказ, так как слишком велики риски, говорит руководитель пресс-службы компании “Азбука Вкуса” Андрей Голубков.
– Идея имела бы смысл при наличии юридической базы и создания инфраструктуры, обеспечивающей логистику, хранение, распределение. Навязывать передачу непроданных продуктов директивным способом бизнесу нет смысла, – полагает Андрей Голубков.
В «Азбуке Вкусов» и X5 Retail Group сообщили DK.RU, что сейчас всю непроданную в супермаркетах продукцию утилизируют, как того требует законодательство, а не выбрасывают. Впрочем, систему поставок продуктов в магазинах строят так, чтобы максимально исключить просрочку и избежать убытков, то есть, по сути, в магазинах практически не остается непроданных в срок товаров.
Начальник Управления по связям с общественностью X5 Retail Group Олег Полетаев считает, что прорабатывать инициативу Яны Лантратовой на законодательном уровне нужно с представителями Санитарного надзора и Роспотребнадзора из-за больших пищевых рисков и угрозы здоровья потребителей.
Пока в торговых сетях занимаются благотворительностью самостоятельно, к примеру, дарят продуктовые наборы к праздникам, помогают детским домам.
Директор благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин считает, что если предпринимателей обяжут отдавать невостребованные продукты, то цены в магазинах и ресторанах могут вырасти. Если предприниматели будут вынуждены доставлять продукты в благотворительные организации, то они понесут затраты на транспорт, за которые в конечном итоге ответит покупатель. Сами же благотворительные фонды не всегда могут забрать продукты, так как не у всех есть для этого транспорт. Григорий Свердлин уверен, что принудить кого-то отдавать нереализованные продукты невозможно, поэтому запрет на выброс продуктов не будет работать в России.