Учебник для босса
Топ-менеджеры идут учиться для повышения своей конкурентоспособности. А еще — чтобы расширить свой круг общения, получить новые эмоции и внести в свою жизнь динамику. Для образования и развития находятся и время, и силы — даже если ради них приходится читать ночью или пересаживаться в общественный транспорт.
Как показал опрос топ-менеджеров, большая часть из них после высшего образования концентрируется на бизнес-образовании, получая степени MBA, оканчивая курсы в области управления, лидерства, финансового планирования, продаж, которые полезны руководителям вне зависимости от сферы их бизнеса. Отдельный интерес представляют профессиональные тематические конференции и форумы, где общение с коллегами полезно как слушателям, так и спикерам.
Руководители по-разному смотрят на необходимость получения дополнительного фундаментального образования: например, директор по развитию коммуникационного агентства SP Media Петр Кравченко считает, что точечные учебные программы могут заменить несколько лет за партой классических высших учебных заведений. А генеральный директор проектного бюро Rumpu Евгений Богданов уверен, что раз в 8-10 лет каждому человеку обязательно проходить долгосрочный курс обучения: это дает возможность не только приобрести новые знания, но и расширить круг общения и внести в свою жизнь динамику и свежие эмоции.
Управляющий партнер юридической компании “Генезис” Артем Денисов видит большой плюс в иностранном образовании, которое помогает юристу избавиться от зашоренности, которая появляется при работе в одной правовой системе.
Артем Денисов, управляющий партнер ЮК Генезис:
– “Для меня как для профессионального юриста всегда были интересны новые рубежи, новые знания, новая практика. Изучение права другой юрисдикции – именно одно из таких направлений, которое заставляет избавится от некой зашоренности, возникающей, когда ты варишься в одной правовой системе. Для меня обучение в Великобритании (University of London) стало определяющим моментом в нескольких направлениях – подход к обучению, качество материала, уровень образования. Самое первое, с чего начинается подготовка к учебе – это с самоорганизации. Самый первый раздел учебника, если его можно так назвать, звучит так « Using your time effectively» (используйте время эффективно). Далее приводятся различные способы по самоорганизации, а самое главное – источники информации для того чтобы это освоить. Так, выделяются некоторые сайты, призванные определить, насколько эффективно вы управляете своим временем. «Developing a schedule? (Развивай своё расписание)» www.studygs.net, «Where does time go?» (Куда уходит время) www.ucc.vt.edu. Далее, когда выявлены проблемы, предлагаются пути решения посредством программ «mind tools – time management skills» или «businessballs.com, time management techniques and systems». Программы действительно позволяют понимать, в каком месте идет провал с самоорганизацией, и помогают постоянно контролировать это. Таким образом, для меня вопрос с дальнейшим развитием себя как профессионала хорошо сочетается с основой организации успешного функционирования как делового человека, посредством того, что английская система образования с самых основ закладывает тайм-менеджмент как базис успеха”.
Начав свою карьеру в продажах, Екатерина Куканова, ныне региональный управляющий директор “Linxdatacenter Санкт-Петербург”, поняла, что успех зависит в первую очередь от личности самого человека, от его уровня осознанности, от внутреннего состояния гармонии и равновесия — независимо от профессии и даже сфер жизни. “Поэтому все мое дополнительное образование связано с управлением конфликтами, стрессом, созданием внутреннего баланса и равновесия, осознанностью и структурностью ума”, — говорит госпожа Куканова. Она даже стала профессиональным коучем, получив соответствующее образование.
Способы познания
Интересный способ самообразования открыл для себя заместитель исполнительного директора по экономике и финансам НПФ “Благосостояние” Александр Леднев: он связан с подготовкой статей для журналов или презентаций. “При работе над материалом, которым ты хочешь поделиться с коллегами, происходит переосмысление проделанной работы и накопленного опыта. Кроме того, написание статьи или подготовка доклада заставляют изучить имеющуюся информацию по определенной тематике и проанализировать опыт коллег. А подготовка презентаций заставила меня изучить возможности Photoshop для создания картинок и анимации”, — рассказывает господин Леднев. По его оценке, примерно половину времени своего самообразования он тратит на получение знаний в области менеджмента и IT. А вторую половину отводит на развитие в сфере личных интересов: умению перепрошить роутер, повысить точность попадания по тарелкам в спортинге или научиться “слепому” методу счета на калькуляторе.
Директору Московской школы кино и Школы компьютерной графики Scream School Екатерине Черкес-Заде нужно не только быть в курсе управленческих навыков и тенденций в сфере образования, но находиться и в контексте культурного и даже индустриального процесса. Поэтому она должна быть в курсе всех киноновинок и знать классику, следить за развитием компьютерной графики и анимации, компьютерных игр, программирования, музыки, искусства. Так что для самообразования госпожа Черкес-Заде старается смотреть по одному фильму каждый вечер.
А нынешний руководитель отдела продаж сети турагентств “1001 тур” Юлия Витвицкая попала в туризм случайно, поэтому в начале своей карьеры в этом бизнесе была вынуждена в свободное от работы время восполнять пробелы в географии, читая учебники по этому предмету и каталоги туроператоров.
Опрошенные BG руководители ради самообразования посещают сайт Harvard Business Review, смотрят лекции на интересующие темы на ted.com и YouTube. Из конференций на темы управления и финансов рекомендуют проводимые CFO-Russia.
По ведению бизнеса советуют читать книги издательства “Манн, Иванов и Фербер”. Управляющий партнер компании “Биплан” Илья Грошиков особенно отмечает работы Дэвида Майстера и Ицхака Адизеса. “По совету Игоря Манна я создал в компании корпоративную библиотеку и организовал книжный клуб, в рамках которого сотрудники читают профессиональную литературу и делятся полученными знаниями с коллегами. Я не считаю, что трачу время на самообразование, скорее это инвестиция в свое будущее. Конечно, у меня не всегда получается изучать материалы из других сфер деятельности, но если они интересны и познавательны, то я обязательно найду дополнительные резервы. К примеру, я сделал выбор в пользу общественного транспорта, для того чтобы использовать свободное время с пользой”, — рассказывает господин Грошиков.
Исполнительный директор консалтинговой компании ОБК24 Ирина Подоленчук, в свою очередь, занимается самообразованием буквально каждую свободную минуту: продолжая чтение профессиональной литературы в телефоне, просматривая записи тренингов и мастер-классов за едой и даже во время занятия домашними делами. Александр Леднев также большим плюсом электронных книг с подсветкой называет возможность читать их в любое время суток.
В среднем участники опроса тратят на образовательные программы в месяц от 16 часов до трех дней и от 30 до 600 тыс. рублей в год.
Однако есть и другая точка зрения. Сторонник фундаментального образования Евгений Богданов не верит в эффективность самообучения, поэтому свободное время обычно посвящает чтению книг. “Большое внимание я уделяю классическим произведениям, которые сейчас воспринимаются совершенно иначе, чем во время знакомства с ними в рамках школьной программы. Также я постоянно открываю для себя новых авторов”, — говорит господин Богданов.
Умная корпорация
“Накачивающиеся” знаниями топ-менеджеры обязательно хотят, чтобы развивались и их сотрудники. Например, в коммуникационном агентстве Comunica наладили собственную систему обучения: проводят внутренние мастер-классы для коллег, приглашают других участников рынка; отправляют сотрудников на стажировку в офисы партнерского агентства Golin в Чикаго, Нью-Йорк или Лондон. “Неделя или две стажировки там дают больше, чем полгода курсов здесь: все-таки пока американские и английские коллеги впереди нас по части PR и digital-технологий. KPI, которые мы ставим сотрудникам, предлагая им пройти обучение, связаны с их профессиональной деятельностью. Для нас это также способ повысить их лояльность к агентству на долгий период”, — рассказывает Михаил Умаров, управляющий партнер Comunica.
В ГК “Фаст Лейн”, которая специализируется на тренингах в сфере IT, есть собственная корпоративная программа обучения сотрудников, и для технических специалистов она расписана минимум на полгода вперед, состоит из множества этапов с сертификационными экзаменами. “Возможность расти как специалисту и есть лучшее поощрение самообразованию в профессиональной сфере. Если человек не хочет расти и развиваться — это не наш сотрудник”, — формулирует Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК “Фаст Лейн” в России и СНГ.
В выставочном центре “Экспофорум” обучают сотрудников продажам и маркетингу в выставочном бизнесе, управлению проектами и персоналом, иностранному языку. Есть и программы личностного роста. “Мы мотивируем персонал на обучение, даем возможность учиться, предоставляя гибкий график работы или отпусков, включаем в рабочие группы, в которых есть возможность реализовать полученные знания и поделиться ими на внутренних тренингах, отмечаем и поощряем дипломами”, — говорит генеральный директор “Экспофорум-Интернэшнл” Сергей Воронков. Его компания тратит на обучение сотрудников 0,2% от общей себестоимости.
Действенным методом образования является и менторство, или наставничество. “Наиболее эффективный способ научиться чему-то — это не изучение теории и сдача экзаменов, а совместная работа в команде, обмен опытом с коллегами. Для начинающего специалиста работать рядом с опытным сотрудником, наблюдать, как планируется процесс, принимаются решения и строится беседа с трудными клиентами, — это и есть эффективный способ передачи профессиональных знаний и умений”, — заключает директор департамента “Управление электроэнергией” компании “Сименс” в России Дмитрий Подгорбунский.