Актуальные вопросы ведения бизнеса

1. С приставами можно будет взаимодействовать через сайт госуслуги

Предполагается, что судебный пристав будет передавать документы сторонам исполнительного производства через электронный кабинет на сайте госуслуг(www.gosuslugi.ru). Такой проект Минюста вынесен на общественное обсуждение. (http://regulation.gov.ru/projects#npa=59291)

Новый сервис поможет организациям оперативно получать документы в электронном виде от пристава и узнавать о том, как идет исполнительное производство.Воспользоваться ресурсом можно будет через личный кабинет на сайте госуслуг.

По проекту электронный кабинет создает ФССП при возбуждении исполнительного производства. Взыскателям и должникам, которые уже зарегистрированы на сайтегосуслуг, беспокоиться не стоит. Судебные приставы будут размещать документы в их электронных кабинетах. Если же стороны исполнительного производства незарегистрированы на сайте госуслуг, им надо будет это сделать и завести личный кабинет.

Взыскатели и должники вправе отказаться получать документы через новый сервис. Об этом нужно обязательно уведомить пристава. Иначе такой способ взаимодействия ониспользует по умолчанию.

ФССП не будет создавать электронный кабинет, в частности, для следующих субъектов:

  • кредитных организаций;
  • Российской Федерации, регионов и муниципальных образований;
  • органов госвласти или местного самоуправления.

Полагаем, органы власти могут получить документы от судебного пристава в порядке межведомственного взаимодействия. Кредитные организации продолжат получать такиедокументы в общем порядке, в том числе в электронной форме.

2. Государственную регистрацию недвижимости ждут изменения  с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон), которыйпредусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы.

В этой связи Росреестр сообщает, что изменится для граждан, совершающих операции с недвижимостью.

В частности, с января 2017 года можно будет сдавать документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости в любом офисе приема-выдачи документови неважно, где  расположен объект. И, конечно, услугу можно будет получить, как и сейчас, в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Если у гражданина нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, их могут доставить в любое удобное место и время. Для этогонеобходимо будет при подаче заявления указать в нем способ получения “курьерская доставка”. Данная услуга будет платной.

Предполагается, что вступление в силу Закона упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. В регистрирующий орган нужнобудет подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услугРосреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней.

Если необходима выписка об объекте недвижимости, можно будет получить ее в течение трех дней вместо пяти.

Размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) установлены Приказом Минэкономразвития России от 10мая 2016 N 291 (вступает в силу с 1 января 2017 года).

Согласно Закону свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской изЕдиного реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Росреестр обращает внимание, что если документы на регистрацию прав и кадастровый учет подаются до 31 декабря 2016 года, то государственные услуги будутпредоставлены в порядке и сроки, определенные действующим в настоящее время законодательством.

3. С января 2017 станут доступны сведения о действующих нотариальных доверенностях

Доступ будет круглосуточным и бесплатным. На сайте (notariat.ru) можно будет узнать, кто и когда удостоверил доверенность, а также проверить регистрационный номер вспециальном реестре. При этом прочитать саму доверенность не получится.

Сейчас на сайте ФНП есть лишь реестр (reestr-dover.ru) отмененных доверенностей. Информация из него будет доступна и в 2017 году. Использовать реестр просто.Нужно только вписать в поисковые окна специального сервиса дату удостоверения доверенности и ее реестровый номер.

Рекомендуем после того, как новый сервис заработает, проверять на сайте, действует ли доверенность контрагента. Много времени это не отнимет, зато поможет избежатьзаключения сделки с неуполномоченным лицом и последующего признания ее недействительной.

4. Госпошлина для физических лиц при обращении в суд с заявлением о признании банкротом составит 300 рублей

Принятым законом дифференцирован размер государственной пошлины при подаче в суд заявления о признании банкротом.

Для юридических лиц пошлина сохраняется в размере 6 000 рублей, а для физических лиц размер госпошлины составит 300 рублей.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

5. Пользуясь госуслугами с 1 января 2017 г.на портале – экономим на госпошлине.

Уточнен порядок предоставления льготы по уплате госпошлины при совершении юридически значимых действий через портал госуслуг.

В настоящее время гражданам предоставляется 30% скидка по уплате госпошлины при совершении указанных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации. Однако она применяется только при получении результата услуги в электронной форме.

Вместе с тем наиболее востребованные госуслуги не предусматривают получение результата их совершения в электронной форме. Поэтому на практике данная скидка в основном не применяется.
Согласно поправкам скидка по оплате госпошлины будет предоставляться в случае подачи заявления и уплаты пошлины с использованием названных порталов независимо от формы получения результата услуги.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования.

6. С 1 января 2017 г. направлять все документы в электронном виде можно будет в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах.

Правило заработает для тех судов, у которых будет техническая возможность. Сейчас право взаимодействовать с судом через интернет закреплено АПК РФ, но касается нелюбых документов.

В суды, у которых будет техническая возможность, с 2017 года можно будет представлять документы в электронном виде. Это можно будет сделать через форму наофициальном сайте суда.

Некоторые документы нужно будет для подачи через сайт суда заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Например, сейчас нельзя ходатайство обобеспечении иска включить в “электронное” исковое заявление, направляемое в арбитражный суд. Если так поступить, ходатайство не считается поданным. С 2017 годастанет проще: таких последствий не будет, если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок заполнения формы на сайтах судов, судя по всему, скоро установит ВС РФ. Так, для электронного обращения в ВС РФ недавно утвержден порядок, который начнетдействовать с нового года.

В арбитражные суды уже сейчас можно обращаться через личный кабинет в системе “Мой арбитр” (my.arbitr.ru). Пока ВС РФ не установил положения о подаче документовв такие суды в электронном виде, действует порядок ВАС РФ.

Юридическая компания “Генезис”