Ведомости опубликовали инструкцию управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова для блогеров, фрилансеров и медиа
Гражданский кодекс разрешает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях – без согласия автора или другого правообладателя и выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования и только «в объеме, оправданном информационной целью».
Как защитить свою интеллектуальную собственность от злоупотреблений?
Объясняет Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»
Если вы блогер или фрилансер (независимый подрядчик, работающий по договору)
1. В нижней части страницы блога нужно поставить охранный авторский значок копирайта ©, а рядом указать имя блогера (или название блога) и две даты: начало публикаций в блоге и текущий год. Так можно показать потенциальному нарушителю, что на сайте опубликован авторский контент и его владелец заинтересован в соблюдении своих авторских прав. Авторский знак пригодится и в суде.
2. Нужно написать и опубликовать правила пользования сайтом и размещаемым на нем контентом. Правила должны предупреждать читателей о недопустимости использования материалов без разрешения. Можно оговорить разрешение на использование материалов с указанием источника информации, имени автора и ссылки на первоисточник. Также в правилах нужно указать меры ответственности за нарушение авторских прав.
3. «Яндекс» и Google предлагают инструменты фиксации авторских прав. В «вебмастере» «Яндекса» можно предварительно разместить текст до его публикации на сайте. В Google можно аналогичным образом зафиксировать права на контент, привязав его к своему аккаунту.
4. Один из современных цифровых сервисов – n’RIS предлагает платную услугу депонирования произведения, т. е. регистрацию на дату его представления в депозитарий, а также услуги по его последующему хранению на цифровых или иных носителях.
5. Если материал все же использовали с нарушениями, будьте готовы обратиться в суд и представить доказательства авторства, а также доказательства незаконного использования произведения ответчиком.
Если вы работодатель (в том числе СМИ)
1. На сайте издания нужно опубликовать правила перепечатки и использования материалов. Указать, что вся информация на сайте является интеллектуальной собственностью редакции, а компания-издатель является обладателем исключительных авторских имущественных прав на указанную информацию и представляет интересы авторов.
2. В правилах можно указать, что любое копирование, перепечатка, воспроизведение, переработка или последующее распространение информации и передача в эфир разрешаются без предварительного согласия редакции при соблюдении определенных условий:
✦ на сайтах и страницах сети интернет – при условии размещения открытой для поисковиков гиперссылки на главную страницу источника информации либо на оригинал статьи;
✦ в печатных, радио- и телевизионных средствах массовой информации использование информации допускается без разрешения редакции с обязательным упоминанием первоначального источника информации;
✦ можно также указать, что в случае нарушения правил стоимость копирования, перепечатки, воспроизведения, переработки, распространения информации и передачи в эфир, а равно любое другое использование статей и иных материалов сайта в печатных, радио- и телевизионных СМИ, на сайтах и страницах сети интернет составляет определенную сумму, например 30 000 руб. за одно фото/аудио/видео/статью.
3. В случае нарушения ваших авторских прав необходимо направить нарушителю претензию с требованием выплатить компенсацию и при отказе нарушителя это сделать обращаться с иском в суд. В основном суды такие иски удовлетворяют. Например, в последние 1,5–2 года по такому сценарию успешно защищает свои права на авторский контент (фотографии) ООО «Издательская группа «ВК-Медиа» из Краснотурьинска (Свердловская обл.), которое владеет несколькими изданиями (газеты и сайты). Компания выявляет случаи незаконного использования своих фотографий и подает десятки исков, взыскивая с нарушителей компенсации.