В октябре 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил до 1 февраля 2012 внести в Кремль согласованный вариант поправок в Гражданский кодекс (ГК). Новые поправки сделают обязательным раскрытие информации о бенефициарах оффшорных компаний, работающих в России. Это осложнит жизнь некоторым собственникам компаний, но системной пользы от поправки эксперты не ожидают. Вся информация о бенефициарах бесполезна, если не будет нормы, позволяющей ввести ответственность учредителей и контролирующих лиц за долги организации вне рамок процедуры банкротства, – утверждает Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»

В октябре 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил до 1 февраля 2012 внести в Кремль согласованный вариант поправок в Гражданский кодекс (ГК). Новые поправки сделают обязательным раскрытие информации о бенефициарах оффшорных компаний, работающих в России. Это осложнит жизнь некоторым собственникам компаний, но системной пользы от поправки эксперты не ожидают. Вся информация о бенефициарах бесполезна, если не будет нормы, позволяющей ввести ответственность учредителей и контролирующих лиц за долги организации вне рамок процедуры банкротства, – утверждает Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис».

Над реформой ГК работали несколько рабочих групп под руководством министра юстиции Александра Коновалова. Новые поправки в Гражданский Кодекс РФ, которые должны быть приняты со дня на день, сделают обязательным раскрытие информации о бенефициарах оффшорных компаний, работающих в России. Это, безусловно, осложнит жизнь некоторым собственникам компаний, но системной пользы от принятия данной поправки эксперты не ожидают. Тем более что даже без принятия данной поправки сведения о фактических владельцах зарегистрированных оффшоров частично доступны. Как минимум, эта информация есть у регистрирующего агента и банка, открывающего расчетный счет.

В законопроект по принятию данной поправки, планируется включить два вида санкций, если оффшор не раскроет владельцев: по отношению к лицам, действующим от имени компании, и по отношению к самому оффшору, который может быть признаннедобросовестным приобретателем по заключенным сделкам (за этим следует возврат всей прибыли по сделкам).

«В настоящем российском законодательстве нет основной санкции, ради чего все это затевается. Вся информация о бенефициарах бесполезна, если не будет нормы, позволяющей ввести ответственность учредителей и контролирующих лиц за долги организации вне рамок процедуры банкротства. Сама по себе информация о бенефициарах смысла особого не имеет», – говорит Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис».

Принятие данной поправки не принесет качественных изменений еще и потому, что обойти новую норму достаточно легко, а исполнителям привлечь по ней к ответственности весьма проблематично. «В большинстве оффшорных юрисдикций существует так называемый номинальный сервис (назначение на официальные должности в компании, например, на должность директора, простого секретаря или любое другое «подставное лицо»). Делается это с тем, чтобы скрыть от контролирующих органов информацию о конечных бенефициарах, фактических владельцев компании. Более того, номинальный сервис во многих странах является официальной услугой. Плюс, обойти данную поправку можно, создав цепочку оффшоров, где учредителем является другая оффшорная структура», – поясняет Артем Денисов.

В большей степени информация о бенефициарах нужна только для правоохранительных органов, чтобы понимать, какие реальные доходы у российских граждан (в большинстве случаев россияне управляют бизнесом через свои же оффшорные компании).

Так же «прозрачность» владения позволит более эффективно бороться с коррупцией и фирмами-однодневками. Тем не менее, такая мера по борьбе с коррупцией и фирмами-однодневками рискует стать головной болью для обычных предпринимателей, вынужденных в спешном порядке «раскрываться».