Юристы юридической компании «Генезис» участвовали в первом на Урале деле, связанном с попыткой привлечь известную компанию, информация о продуктах которой распространялась через спам-рассылку, к административной ответственности

 

Юристы юридической компании «Генезис» участвовали в первом на Урале деле, связанном с попыткой привлечь известную компанию, информация о продуктах которой распространялась через спам-рассылку, к административной ответственности.

Для справки: первое определение понятия «спам» в российском законодательстве появилось только в 2007 году в постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи». Согласно ему спам определяется как телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без его предварительного согласия и непозволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Подобное определение было внесено и в закон «О рекламе».

В 2008 году с жалобой на несанкционированную рассылку рекламы фирмы «Decke» в Управление ФАС по Свердловской области обратилась компания «УралVIPсилинг». Представители заявителя утверждали, что рассылка «Decke» дважды в неделю приходила на электронные ящики сотрудников компании, что, по их мнению, приводило к перегрузке почтового сервера и отвлекало сотрудников от работы. 

В свою очередь, в “Decke», интересы которой и защищали юристы ЮК «Генезис», настаивали на том, что компания размещает рекламу только легальными способами с обязательным прохождением согласований во всех компетентных государственных органах. Факт попадания информации о деятельности «Decke» в спам-рассылку в компании оценили как недобросовестную конкуренцию как раз со стороны “УралVIPсилинг», являющейся одним из многочисленных конкурентов на рынке натяжных потолков в Екатеринбурге.
В итоге УФАС по Свердловской области отклонил заявление «УралVIPсилинг» и признал «Decke» добросовестным рекламодателем.

По словам Управляющего партнера ЮК «Генезис» Артема Денисова, важнейшей особенностью спама является невозможность идентифицировать истинного отправителя этого сообщения, ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса. «Тем не менее статья 18 ФЗ «О рекламе» касается деятельности исключительно рекламораспространителей , т.е. фактически не применяется, так как здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама», – отметил Артем Денисов.

Тогда как идентификация возможного рекламодателя не представляет  проблемы, так как он известен из самого содержания спам-рассылки. Однако в том и проблема, что субъект, указанный в рассылке, возможно  не является рекламодателем. Данная рассылка может быть результатом недобросовестной конкуренции и заказана компанией, делящей сегмент рынка и направлена на устранение конкурента. «Вся сложность и заключается в том, что ввиду сложности по определению распространителя, невозможно достоверно установить заказчика (рекламодателя)», – считает Артем Денисов.

Остается одно – «зацепиться» за рекламораспространителя и возложить весь груз ответственности не него. Рекламораспространителями можно признать 2 рода субъектов: 1) Непосредственно лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка; 2) Провайдера почтовой службы, не обеспечивающего надлежащий сервис почтового информационного пространства.

Но и в данном случае законодательство дает возможность избежать ответственности одному из субъектов, а именно провайдеру. Согласно п.2 Письма ФАС РФ от 19.05.2006 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы» распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Артем Денисов: «Поскольку электронные почтовые ящики на некоторых сайтах (например Yandex, Rambler, Google и т.д.) регистрируются без ограничения, а ответственность за спам данные службы нести не желают, то предварительное согласие адресата на получение рекламы фиксируется галочкой в поле «Я согласен», которую будущий адресат ставит  в параграфе «Правила регистрации». Таким образом, остается лишь один субъект – лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка, выявление которого с технической точки зрения представляет массу трудностей. В итоге, из трех потенциальных спамеров, потенциально юридическую ответственность несет один, а реальную никто».