Суд обязал банк возобновить дистанционное банковское обслуживание нашего клиента
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск клиента Юридической компании «Генезис», признав незаконным ограничение банком «Точка» дистанционного банковского обслуживание компании.
Дело: А60-56337/2018
Суть:
Наш клиент открыл счет в банке «Точка» летом 2018 года. В сентябре банк запросил у клиента документы, которые были ему высланы спустя 8 дней посредством онлайн-банка. Несмотря на это банк в чате сообщил, что не может больше сотрудничать по результатам проверки документов по запросу ввиду сомнительного характера операций по счету (со ссылкой на 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»). При этом банк отказался объяснять причину отрицательного решения по запросу, сославшись на внутренние правила. Более того, после направление клиентом дополнительных документов к операциям банк повторил, что его решение остается неизменным.
Предъявить платежки непосредственно в отделение банка также оказалось невозможным, поскольку у этого банка нет отделений и все финансовые операции производятся только в электронном виде.
Позиция суда:
В итоге суд на основе представленных нами доказательств пришел к выводу, что банк, приостанавливая дистанционное обслуживание, не предоставил клиенту развернутые пояснения по причинам отнесения спорных операций к подозрительным, «тем самым не дав ему возможности представить дополнительные документы и пояснения».
Суд указал, что банк при осуществлении обязательного и дополнительного контроля в отношении операций клиентов с денежными средствами не вправе брать на себя полномочия фискальных и уполномоченных органов, как выходящие за пределы сферы его компетенции.
Суд также указал, что реализация кредитной организацией в рамках Закона N 115-ФЗ своих прав не должна иметь целью необоснованный и недобросовестный односторонний отказ от исполнения договора банковского счета. Применение Положения Банка России N 375-П не должно иметь произвольный характер и вступать в противоречие с нормой п. 3 ст. 845 ГК РФ, согласно которой банк не вправе произвольно определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Действующее законодательство не наделяет банки полномочиями по вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий. При этом в результате действий банка клиент был лишен возможности осуществлять операции и распоряжаться денежными средствами, находящимися на расчетном счете в банке с использованием системы ДБО. А доводы банка о сомнительности операций не подтверждены.
Каких-либо дополнительных запросов либо информации о невыполнении ранее направленных запросов от Банка не поступало. Оснований полагать, что истец не ведет реальную хозяйственную деятельность, у суда не имеется.
Суд также обратил внимание, что возобновление оказания услуги ДБО не препятствует осуществлению банком своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, и не исключает возможности отказа в совершении отдельных операций.
На основании этого суд признал незаконными действия банка по отказу в совершении операций по расчетному счету, открытому в банке с использованием системы дистанционного банковского обслуживания. Суд также обязал банк восстановить доступ к расчетному счету посредством дистанционного банковского обслуживания клиента.
Юридическая компания «Генезис»