Управляющий партнер ЮК Генезис Артем Денисов по просьбе журналиста газеты Ведомости прокомментировал плюсы и минусы подключения бизнеса к системе налогового мониторинга

Налоговая служба готовится получить удаленный доступ в онлайн-режиме к бухгалтерской и налоговой отчетности более чем 200 российских компаний. Такую возможность откроют поправки в Налоговый кодекс, которые подготовил Минфин. Сейчас налоговый мониторинг, когда предприятие дает налоговикам удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности в онлайн-режиме, используется только для контроля крупнейших компаний – соответствующее положение появилось в Налоговом кодексе еще в 2015 г. «Предоставляя налоговым органам онлайн-доступ к своим данным, налогоплательщик фактически раскрывает перед контролерами всю суть бизнеса, что делает его практически полностью прозрачным», – поясняет эксперт Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.

«В 2020 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 95 крупнейших плательщиков, в том числе 48 компаний с государственным участием», – сообщили «Ведомостям» в ФНС. Новые поправки Минфина предполагают существенное снижение критериев подключения компаний к налоговому мониторингу и, соответственно, расширение их круга. «Законопроект предусматривает снижение суммовых критериев до 100 млн руб. по налогам и до 1 млрд руб. по доходам и активам», – пояснили «Ведомостям» в ФНС. По подсчетам аналитиков, общее число компаний, в отношении которых может проводиться налоговый мониторинг, при этом вырастет как минимум втрое.

«Вхождение в налоговый мониторинг – это право, а не обязанность компании, – подчеркивает заместитель директора департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов. – Первый опыт показал, что компании, которые стали применять этот механизм и раскрыли всю учетную документацию для налоговой службы, позитивно оценивают результаты».

Главный плюс мониторинга в том, что он позволяет сократить издержки компаний, связанные с налоговыми проверками. «Крупный и средний бизнес заинтересован в снижении рисков значительных налоговых доначислений, – отмечает адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Андрей Саунин. – Даже если налоговики решат провести в отношении находящейся на мониторинге компании проверку, то не должно быть оснований для серьезных налоговых доначислений, а также пеней и штрафов».

Кроме того, налоговый мониторинг упрощает жизнь обеим сторонам с точки зрения документооборота. «В среднем объем документов, представляемых в ответ на требования налоговых органов в рамках камеральных и выездных налоговых проверок крупнейших плательщиков, составляет более 9,4 млн листов и 12 000 электронных файлов в год», – подсчитали в ФНС. При использовании онлайн-мониторинга необходимость в значительной части этой документации отпадает. Налоговая служба, в свою очередь, может не проверять миллионы транзакций, которые совершает бизнес ежеквартально, а отслеживать лишь отдельные высокорисковые операции.

«Большим плюсом налогового мониторинга для бизнеса является возможность запросить у инспекции мотивированное мнение по планируемой сделке, которое освобождает компанию от угрозы пеней и штрафов», – добавляет управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Наш комментарий

Артем Денисов, управляющий партнер Юридической компании “Генезис”:

– Плюсы налогового мониторинга: сокращение издержек на налоговые проверки, снижение налоговых рисков и снижение административного давления. Большим плюсом налогового мониторинга для бизнеса является возможность запросить у инспекции мотивированное мнение по планируемой сделке (налоговый рулинг, который такую компанию освобождает от пеней и штрафов). В целом я положительно смотрю на снижение финансовых критериев для компаний для подключения к системе налогового мониторинга. За счет использования автоматизированных программных комплексов ФНС, использования Big Data и искусственного интеллекта, внедрения чипирования товаров, денежные и товарные потоки в России становятся все более прозрачными и понятными для налоговых органов, а также в целом для Минфина и других министерств. Обратная сторона этого – нечистоплотным компаниям все сложнее использовать одиозные способы налоговой оптимизации (такие как использование фирм-однодневок для оптимизации НДС, искусственное дробление бизнеса, искусственное завышение расходов для снижения налога на прибыль, использование серых схем при выплате зарплат). С другой стороны, хочу подчеркнуть, что часть налогоплательщиков оптимизируют налоги не от хорошей жизни: в условиях экономического кризиса, международных санкций в отношение России, снижения доходов населения и, как следствия, покупательского спроса часть компаний вынуждены идти на некоторое снижение налоговых отчислений. ФНС, расширяя систему налогового мониторинга, и решая задачу повышения сборов налогов в бюджет, необходимо это учитывать. У компаний должны быть деньги, достаточные денежные потоки, на которые они могли бы развиваться. Поэтому только ужесточения налогового администрирования недостаточно, нужно снижать часть налогов: прежде всего, нужно снижать ставку налога на доходы физических лиц и социальные отчисления, которые делают работодатели. Нужно снизить налог на добавленную стоимость, налог на прибыль. У компаний должны быть деньги для интенсивного развития, а не только для выживания, и тогда эти компании смогут развиваться, выходить на новые рынки, развивать экспорт, а это будет повышать налоговых отчисления в российский бюджет. 

К тому же Минфин обещает компаниям, которые подключатся к налоговому мониторингу, целый набор дополнительных преференций. Например, возможность заявительного порядка возмещения НДС и право не предоставлять для этого банковскую гарантию. Это может оказаться очень важным для многих экспортеров.

«Нередко возмещение НДС, даже после проверки, становится основанием для возбуждения уголовного дела в связи с выявленными нарушениями, – говорит руководитель Экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике Екатерина Авдеева. – Причем вменяют именно мошенничество по общим статьям, что означает невозможность для предпринимателей даже воспользоваться гарантиями, предусмотренными для них законодателем в уголовном процессе». Новый порядок может снизить этот риск.

Впрочем, эксперты указывают и на возможности дальнейшего совершенствования этого механизма. «Хотелось бы закрепить возможность проведения «входного» контроля, чтобы добровольно провериться совместно с ФНС за прошлые периоды, устранить все неточности и уже с чистого листа быть в налоговом мониторинге, – замечает Селиванов. – Сейчас же сохраняется возможность проверок и доначислений за периоды до начала налогового мониторинга, и с этим связаны существенные риски. Ведь очень большая часть сделок крупных компаний носит длящийся характер, а их налоговые последствия не всегда одинаково оцениваются бизнесом и налоговиками».

Кроме того, компаниям, которые захотят подключиться к налоговому мониторингу, следует понимать, что подключение к инфраструктуре ФНС, подготовка соответствующих специалистов потребуют дополнительных расходов, отмечает Артем Денисов. «На это может потребоваться не один месяц и не один миллион рублей в зависимости от масштаба бизнеса», – уточняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Но если систему настроить правильно, результат может оправдать все затраты. «При грамотном внедрении и достижении должного уровня автоматизации налоговый мониторинг не должен создавать проблем для бизнеса, – считает руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF Клара Валентина Воробьева. – Наоборот, косвенным результатом его внедрения станет повышение эффективности процессов в компании». При этом большинство опрошенных «Ведомостями» экспертов сходятся во мнении, что расширение числа участников налогового мониторинга будет способствовать повышению собираемости налогов.

Ведомости