Юрист ЮК Генезис Татьяна Мацукова по просьбе редакции Секрета фирмы рассказала о том, как защититься от сделок с фирмами-однодневками

В законе нет определения фирмы-однодневки. Но на практике под ней понимают юрлицо, которое не представляет налоговую отчётность, не имеет работников и зарегистрировано по адресу массовой регистрации. Такие компании отлично маскируются, и с ними крайне опасно иметь дело. За это можно поплатиться не только деньгами, но и свободой. Как вычислить однодневку, «Секрет» узнал у юристов.

Прочитать полную версию статьи на сайте Секрета фирмы

Наш комментарий

Татьяна Мацукова, юрист юридической компании “Генезис”

1. В законодательстве нет определения понятию «фирма- «однодневка». На практике под ней понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).

При сотрудничестве с указанными фирмами налоговый орган может посчитать, что вы получаете необоснованную налоговую выгоду, а именно уменьшение налога (его зачет, возврат) в ситуации, когда формально право у налогоплательщика на это есть, но из-за совокупности рисков и недостатков в деятельности контрагента и сделки с ним налоговый орган может отказать в уменьшении и предъявить претензии.

Последствия доказанной необоснованной выгоды:

– Доначисление налога, пеней, взыскание штрафа за неуплату налога (ст. 122 НК РФ). Сумма штрафа составляет 20 % от размера недоимки. Однако может быть наложен штраф в размере 40 % – при наличии умысла в действиях налогоплательщика.

– Административный штраф за нарушение ст.15.6. КоАП РФ – на граждан от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., на должностных лиц от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб., за нарушение ст. 15.11 КоАП РФ – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб., при повторном нарушении – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

– Уголовная ответственность на основании статей 198, 199, 199.1. УК РФ,

2. Чтобы обезопасить себя при работе с контрагентами необходимо провести анализ недостатков контрагентов:

– отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-02-08/25);

– «массовый» учредитель (участник), руководитель контрагента (Письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65228);

– наличие адреса массовой регистрации (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@);
отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности (п. 5 Постановления N 53, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014);

– отсутствие персонала (п. 5 Постановления N 53, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014, Информация ФНС России);

– отсутствие основных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);

– отсутствие складских помещений (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@, Информация ФНС России);

– отсутствие транспортных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@, Информация ФНС России);

– отсутствие производственных активов (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@).

Приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Оценка налоговой выгоды в каждом случае будет зависеть от всех возможных аспектов деятельности компании и ее контрагентов, должностных лиц, а также от способа оформления документооборота.

3. Через банк данных исполнительных производств имеется возможность проверки факта того, что контрагент не входит в число должников, которые не погасили долги, взысканные по суду.

4. У контрагента необходимо запросить следующие документы, подтверждающие:

– право осуществлять определенные виды деятельности.

– полномочия должностных лиц, которые подписывают договоры, первичные учетные документы, счета-фактуры (необходимо проверять полномочия не только на момент заключения сделки, но и на дату подписания документов).

Реестр дисквалифицированных лиц: анкетные данные дисквалифицированного лица, сведения об административном нарушении, должность на которой это лицо было привлечено к ответственности, срок дисквалификации и т. п.

Список недействительных паспортов: если при заключении сделки со стороны контрагента выступает лицо, действующее по доверенности, следует проверить действительность доверенности на сайте федеральной нотариальной палаты в реестре доверенностей, а также действительность паспорта.

Реестр недобросовестных поставщиков: предоставляет возможность провести анализ контрагента с точки зрения выполнения обязанностей по договору.

5. Для того, чтобы понять платежеспособен ли контрагент необходимо, в первую очередь получить данные ЕГРЮЛ и других реестров ФНС. Из электронной выписки из ЕГРЮЛ можно получить сведения о текущем состоянии компании (юрлица). Следующим этапом является анализ реестра сведений о юрлицах, подавших документы на ликвидацию, а также список лиц, которые могут быть исключены налоговиками из ЕГРЮЛ как недействующие. Необходимо проверить налоговую задолженность, узнать, не является ли адрес, руководитель или учредители контрагента «массовыми», не был ли руководитель компании дисквалифицирован. Реестр банкротов поможет получить сведения банкротства должника: информация о стадии банкротства, судебных актах, а также сообщения о собраниях кредиторов, отчеты арбитражного управляющего и др. Картотека арбитражных дел содержит всю подробную информацию о банкротстве контрагента, а также о наличии иных судебных разбирательств в которых он выступает ответчиком.

6. При заключении договора для «фирмы – «однодневки» характерно:

– отсутствие личных контактов с руководством при обсуждении условий договора, а также при его подписании;

– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента или его представителя, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и/или производственных, и/или торговых площадей;

– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).

7. Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных незаконных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто фактически не соответствует действительности.

Прочитать полную версию статьи на сайте Секрета фирмы