Комментарий партнера ЮК Генезис Василия Сосновского в СБЕР Бизнес Live
Такое может случиться с каждым предпринимателем: за поставленный товар или оказанные услуги не заплатили. Обещают позже или не отвечают на звонки. Многие люди в такой ситуации ждут в надежде, что деньги скоро придут. Но опытные бизнесмены и юристы советуют действовать — и быстро. Разбираемся, как взыскивать задолженность и снижать риск неплатежей.
Наш комментарий
Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис»:
– Важно добиваться уплаты задолженности в максимально короткий срок. Практика показывает, что вероятность получить долг в первые две недели после просрочки составляет 97%, а затем резко падает, говорит партнёр юридической компании «Генезис» Василий Сосновский. В срок от 14 до 30 дней взыскать долг удаётся в 82% случаев, а после 90 дней более половины должников не платят вообще — долг становится безнадёжным.
Чтобы получать деньги как можно скорее, выстройте в компании эффективный досудебный порядок работы с дебиторской задолженностью, советует юрист. Во-первых, держите с должником постоянную связь и ведите переговоры о скорейшей оплате счетов. Постарайтесь чётко установить новые сроки, когда партнёр обязуется погасить долг.
«При этом нужно установить планку. Например, ответственный сотрудник вашей компании должен сделать контрагенту не больше трёх звонков с напоминанием о задолженности», — добавляет Сосновский. При третьем звонке чётко предупредите, что если оплата в оговорённый срок не поступит, вы обратитесь в суд.
Алгоритм первых переговоров с должником
- Как можно быстрее согласовать новый крайний срок уплаты долга.
- Постоянно держать связь.
- Напоминать об уплате не более трёх раз.
- При третьем напоминании предупредить, что после новой просрочки пойдёте в суд.
Как взыскать долг, если предупреждения не помогли
Поручите дальнейшие переговоры юристу. Главное на этом этапе — донести до должника, что вопросом оплаты долга занялись профессионалы.
Во время звонка юрист предупреждает должника, что сейчас ему направят официальную претензию, — и предлагает оплатить долг немедленно, иначе начнётся судебное разбирательство.
Если долг остаётся неоплаченным и после претензии, можно подавать документы в суд. Первым делом просите суд об применении мер обеспечения исковых требований, например наложить арест на имущество ответчика. Это позволит обеспечить сохранность имущества в случае его реализации или передаче взыскателю.
Если у вас есть имущество контрагента или его товар, вы можете сами принять такие меры, удержав его. «Например, одна компания хранит свои автомобили на территории второй. Если владелец автомобилей задолжал их хранителю, тот имеет право не выдавать эти автомобили по требованию, пока не будет погашен долг», — приводит пример юрист.
Как выбирать только надёжных партнёров
Основной способ подстраховаться от риска неплатежей — проверять благонадёжность всех потенциальных партнёров и крупных клиентов:
- Изучить информацию о контрагенте и его аффилированных лицах в ЕГРЮЛ.
- Проверить совпадение юридического и фактического адреса компании.
- Запросить кредитную историю контрагента.
- Ознакомиться с доступной бухгалтерской документацией.
- Получить сведения о наличии задолженности.
- Проверить, участвует ли ваш потенциальный клиент в судебных тяжбах, возбуждены ли против него исполнительные производства.
Другие способы подстраховаться от неоплаты долга — на этапе заключения договора
Для расчётов воспользуйтесь аккредитивом: в этом случае в сделке участвует посредник — банк. Он обеспечивает безопасность сделки и гарантирует защиту всем участникам: продавец получит оплату только после того, как выполнит свои обязательства.
Пропишите в договоре срок ответа контрагента на претензию, например несколько дней. «Если срок в соглашении не указан, то по закону он составляет 30 дней, а это слишком долго», — объясняет Сосновский.
Обсудите возможность залога имущества или товара в обороте. В договоре можно предусмотреть, что проданные и переданные покупателю товары до их полной оплаты находятся в залоге у поставщика. Если возникнут проблемы, вы сможете вернуть товар, который контрагент не оплатил.
Выберите одну из мер на случай нарушения обязательств: неустойку, поручительство или банковскую гарантию.
Снижаем риск неплатежей: чек-лист
- Проверяйте контрагентов и выбирайте надёжных партнёров.
- Предусмотрите в договоре санкции на случай неоплаты.
- Привлекайте банк в качестве гаранта или посредника.
- Взыскивайте задолженность как можно быстрее: своими силами → при помощи юриста → через суд.