Комментарий управляющего партнера ЮК Артема Денисова в КоммерсантЪ

В ООО «Аэрофьюэлз-Пермь», обеспечивающее топливом воздушные суда в Большом Савино, не смогло обжаловать решения ФАС по Пермскому краю о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа. Антимонопольный орган посчитал, что компания является субъектом естественной монополии и в нарушение законодательства реализовывала горючее без утвержденных уполномоченными органами тарифов. Аналогичные претензии к «Аэрофьюэлз-Пермь» возникли и в Ижевске. В обществе с претензией ФАС не согласились, полагая, что оно не является естественной монополией, поскольку не включено в соответствующий реестр. Тем не менее оспорить выводы антимонопольного органа, а также его решение о наложении штрафа в размере 1,24 млн руб. поставщику топлива не удалось.

К административной ответственности ООО «Аэрофьюэлз-Пермь» было привлечено в марте этого года, после того как компания по результатам проверки УФАС по Пермскому краю была признана нарушителем закона «О конкуренции». Как следует из материалов дела, ООО фактически осуществляет в аэропорту Большое Савино услуги по хранению авиационного топлива и заправку им воздушных судов. При этом общество является субъектом, который занимает доминирующее положение на рынке обеспечения авиационным топливом пермского аэропорта. Обладая этим статусом, компания реализовывала топливо в отсутствие утвержденного уполномоченным органом тарифа. В итоге УФАС выдала ООО «Аэрофьюэлз-Пермь» предписание, обязав его прекратить злоупотребление доминирующим положением и обратиться в ФТС за утверждением тарифа.

ООО «Аэрофьюэлз-Пермь» является дочерней компанией ООО «Аэро­фьюэлз Групп» Владимира Спиридонова. Группа оказывает услуги по обеспечению ГСМ более чем 70 авиа­компаниям, содержит топливозаправочные комплексы в московском аэропорту Домодедово, санкт-петербургском Пулково, аэропортах Перми, Улан-Удэ и других городов. Выручка пермской дочки в 2020 году составила 61,525 млн руб., чистая прибыль — 12,45 млн руб. Стоит отметить, что в прошлом году с подобными проблемами столкнулись другие дочерние компании группы: ООО «Аэрофьюэлз Улан-Удэ», ООО «Аэрофьюэлз Уфа» и ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут». Им также были внесены предписания из-за нарушения требований закона «О защите конкуренции». Что касается «Аэрофьюэлз-Пермь», то с аналогичной ситуацией общество столкнулось и в аэропорту Ижевска, где оно работало по договору с АО «Ижавиа».

В Арбитражном суде Пермского края поставщик топлива не отрицал, что не обращался в уполномоченные органы с заявлением об установлении тарифа. В то же время в ООО «Аэрофьюэлз-Пермь» убеждены, что УФАС по Пермскому краю не могло признать их занимающим доминирующее положение, поскольку компания не включена в реестр естественных монополий. Следовательно, цену на свои услуги она может устанавливать самостоятельно.

Но в итоге первая и апелляционная инстанции, отказывая компании в удовлетворении требований, сослались в том числе и на постановление правительства РФ №293 от 23 апреля 2008 года. Оно устанавливает, что субъектами естественных монополий являются лица, оказывающие услуги по заправке воздушных судов в аэропортах. Соответственно, отдельного решения о включении «Аэрофьюэлз-Пермь» в реестр не требуется. При этом заявитель фактически осуществляет указанную деятельность в Большом Савино и владеет необходимой инфраструктурой для этого.

Наш комментарий

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

– Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов полагает, что суды в рамках споров между «Аэрофьюэлз-Пермь» и ФАС правильно заняли позицию антимонопольного органа. «Подобных решений должно быть многократно больше, и как следствие — у нас не было бы ситуаций необоснованного роста цен, в том числе на сельхозпродукцию и строительные материалы,— считает эксперт.— С одной стороны, у ФАС достаточно полномочий, чтобы своевременно и адекватно реагировать на подобные нарушения. С другой стороны, состав нарушения очень сложный и с позиции доказывания и крайне трудоемкий. В итоге эти решения предотвратили цепное развитие ситуации в виде завышенных цен на авиаперевозки».

Прочитать полную версию статьи в КоммерсантЪ