Свежий комментарий партнера ЮК Генезис Василия Сосновского в Эксперт

Как стало известно итогам заседания правительства, кабмин внес в Госдуму законопроект о смягчении административной ответственности предпринимателей за некоторые правонарушения. В числе предложений — минимальный штраф за нарушения при возмещении причиненного ущерба и замена штрафа предупреждением за впервые выявленное во время инспекции правонарушение.

Как напомнил в ходе заседания глава правительства Михаил Мишустин, по инициативе президента подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые смягчают ответственность бизнеса за невыполнение требований. Например, за впервые выявленный при проверке проступок будут не штрафовать, а выносить соответствующее предупреждение.

«Сейчас российская экономика перестраивается, предприятия уже адаптируются к новым условиям — меняют поставщиков, выходят на другие рынки. И очень важно помочь им в этом, снижая административную нагрузку», — подчеркнул Михаил Мишустин.

Он добавил также, что значительно усилится роль уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. Законопроект закрепляет возможность их участия в рассмотрении дела в качестве защитников и устанавливает ответственность за создание препятствий в их работе. Пакет этих поправок вместе с другими мерами правительства по поддержке бизнеса позволит предпринимателям больше времени посвящать своему делу, поможет созданию новых рабочих мест и, конечно, качественных конкурентоспособных продуктов и услуг, сказал премьер.

Согласно думской электронной базе, пишет ТАСС, изменения предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, инициативой предлагается назначать штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы, в случае предотвращения нарушителем вредных последствий от своего деяния либо устранения причиненного вреда. В случае впервые выявленных правонарушений законопроект предлагает заменить штраф на предупреждение. Кроме того, штраф за административные правонарушения, которые обнаружили государственные или муниципальные проверяющие, предлагается уплачивать в половинном размере в течение двадцати дней со дня вынесения постановления по делу.

Законопроект предлагает также давать отсрочку до шести месяцев для исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы РФ иностранца или лица без гражданства. Кроме того, для повышения роли уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ законопроект предлагает установить ответственность за воспрепятствование их законной деятельности, а также закрепить возможность их участия в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности в качестве защитника.

Как указано в пояснительной записке, проект был разработан во исполнение пункта 1.12 плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, в целях либерализации административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Реализация пересичленных положений, по мнению авторов инициативы, позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

Наш комментарий

Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис»:

Имеет смысл разделить законопроект на несколько составляющих, обращает внимание партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский. С одной стороны, это попытка отчасти снизить административное давление на бизнес. Сюда можно отнести предложения о минимальном штрафе за нарушение при возмещении причиненного ущерба, о замене штрафа предупреждением за впервые выявленное правонарушение во время инспекции и предложение уплачивать штраф в половинном размере в течение двадцати дней со дня вынесения постановления по делу (здесь прямая аналогия с нарушениями правил дорожного движения, где тоже есть возможность уплачивать штраф в половинном размере). Это и определенное послабление административной нагрузки. 

С другой стороны, продолжает юрист, здесь отчетливо прослеживается стремление простимулировать бизнес к добровольному устранению нарушений, оплате административных штрафов пусть и в меньшем размере, зато быстрее, чтобы деньги с большей вероятностью и меньшими усилиями со стороны государства попали в бюджет. Другое дело, что это будет возможно только в том случае, если у бизнеса будут свободные деньги для оплаты штрафов. 

Что касается предлагаемых поправок, касающихся уполномоченных по правам предпринимателей, то в принципе это положительно для бизнеса, считает Сосновский. Надо только понимать и помнить, указывает он, что часто уполномоченными по правам предпринимателей становятся юристы, у которых есть собственные юридические фирмы, оказывающие соответствующие услуги бизнесу и гражданам за деньги. В результате должность уполномоченного по правам предпринимателей часто становится площадкой для лоббирования собственного юридического бизнеса, и тогда складывается ситуация, при которой чем больше проблем у предпринимателей, тем лучше для собственного бизнеса уполномоченного по их правам. 

Интересно, добавляет Василий Сосновский, что, по сути, в законопроекте продвигается идея о том, что уполномоченный по правам предпринимателей сам по себе обладает определенным административным весом. Что должно, по задумке, хоть немного уравнивать положение проверяющих и проверяемых — особенно в глазах суда, который пока еще часто благоволит — негласно — проверяющим органам при возникновении споров с бизнесом.