Свежий комментарий юриста ЮК Генезис Татьяны Мацуковой в Октагон.Медиа.

В России с июня начнут действовать поправки в Воздушный кодекс, которые дадут возможность экипажу применять средства сдерживания для буйных пассажиров. Поводом этому послужили ежегодно увеличивающиеся инциденты с пьяными и неадекватными гражданами, подрывающими безопасность полётов. По мнению экспертов, нововведения назревали давно, однако без доведения до широких масс информации о новых возможностях экипажа самолёта дебоширы вряд ли резко изменят своё поведение.

Проблема дебошей и неадекватного поведения пассажиров на борту самолёта в России не нова и имеет сезонный характер – когда растёт трафик в период отпусков. Официальной статистики подобных инцидентов в Росавиации, как пояснили «Октагон» в ведомстве, не ведётся, но их рост фиксируют опрошенные «Октагоном» участники авиационной отрасли.

Из последних известных случаев можно выделить апрельский дебош со стороны пассажиров рейса Иркутск – Уфа. Житель Башкирии вместе со своим знакомым из Волгоградской области оскорбляли членов экипажа, повредили имущество авиакомпании и даже курили в туалете самолёта, что категорически запрещено. В итоге на них были составлены административные протоколы о хулиганстве и уголовное дело о повреждении имущества авиакомпании.

В майские праздники также произошли инциденты на рейсах Москва – Санкт-Петербург и Петропавловск-Камчатский – Новосибирск. В первом случае женщина выражалась нецензурной бранью, из-за чего пришлось задержать высадку пассажиров. А во втором случае дебошир находился в алкогольном опьянении и агрессивно беседовал с членами экипажа и пассажирами. За это в отношении него был составлен административный протокол о мелком хулиганстве.

Пассажирам предложат наручники

Решить эту проблему решили на законодательном уровне. С июня в России начинают работать поправки в Воздушный кодекс РФ, которые регламентируют новые возможности членов экипажа в отношении дебоширов. Если раньше члены экипажа были практически бесправны в плане применения силы к пассажирам-нарушителям, то с июня их полномочия резко расширятся.

Как следует из поправок, командиру воздушного судна как самому главному должностному лицу в самолёте разрешено давать своим подчинённым указания об использовании в отношении нарушителей специальных средств сдерживания, которые размещены на борту.

Но делать это можно только в случае, если дебошир создаёт угрозу безопасности полёта или здоровью и жизни членов экипажа либо пассажиров.

Наш комментарий

Татьяна Мацукова, юрист юридической компании «Генезис»:

— На данный момент определенного перечня сдерживающих средств еще не имеется, но в ближайшие время Правительство должно утвердить и огласить список. Но Минтранс уже выдвигает некоторые идеи по поводу принятых изменений, в частности предлагают применять специальные нейлоновые ремни или пластиковые наручники. Оценить перспективность принятых изменений достаточно трудно, одно можно сказать точно, что побудило Правительство пойти на такие меры. За последний год, как показывает статистика, возросло количество авиадебоширов, и членам воздушного суда становиться все сложнее поддерживать порядок в самолете. А с появлением сдерживающих средств у них появляется дополнительная возможность успокаивать особенно буйных пассажиров.

Прочитать полную версию статьи в Октагон.Медиа