Свежий комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова в Forbes

Почти четыре месяца магазины международных брендов стоят закрытыми, но собственники торговых центров не спешат расторгать договоры аренды. Опрошенные Forbes участники рынка считают, что терпение ТЦ не бесконечно и закончится к осени. В сентябре международные бренды или найдут способ открыться, или владельцы торговых площадей поведут их в суды

Посещаемость торговых центров (ТЦ) в мае этого года была даже хуже, чем в ковидный 2021-й: по оценке Focus Technologies, в Москве падение год к году относительно 2021-го составило 17%, а к допандемийному 2019-му — 26%. Опрошенные Forbes эксперты подтверждают существенное падение трафика и винят в этом в первую очередь закрытие целого ряда магазинов международных брендов. Кроме принадлежности к недружественным странам, их объединяло и то, что они были наиболее востребованными у покупателей и привлекали трафик.

Генераторы трафика

Магазины, временно приостановившие работу, не только приносили торговым центрам арендный доход, но и в прямом смысле поставляли покупателей для других арендаторов, так как являлись точками притяжения трафика, рассказали опрошенные эксперты.

«Для топовых моллов трафик генерирует не какой-то один бренд, а их сочетание. В целом в лидерах можно назвать все те же популярные международные бренды групп Inditex, H&M, LPP, а вне сегмента фешен, конечно же, IKEA», — констатирует старший директор, глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько.

По ее данным, потери в трафике коррелируют с потерями в доходах ТЦ. «В апреле-мае многие наши клиенты недосчитались 12-15% от планируемой месячной выручки из-за простоя брендов и скидок другим арендаторам», — поясняет она.

«Проходимость только магазина IKEA в месяц — около миллиона человек. Это серьезнейшие магниты для потребителя», — добавляет партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership Ольга Антонова. По ее оценке, собственники ТЦ потеряли порядка 20% арендного дохода. «Если международные операторы занимали 40-60% площадей в крупнейших ТЦ, то и потери выручки с их уходом составили примерно те же 40-60%», — подсчитал директор департамента торговых центров Becar Asset Management Алексей Попиков.

По оценкам Российского совета торговых центров (РСТЦ), на международные бренды, остановившие свою работу, приходится около 20% площадей и 30% выручки.

«Не партнер, а упырь»

Темные витрины закрытых магазинов отпугивают покупателей, но владельцы торговых центров не спешат избавляться от «недружественного» ретейла. Причин тому несколько, и первая из них — неугасающая надежда на то, что магазины вновь откроются. «Все ждут возвращения брендов, хотя надежд с каждым днем все меньше», — говорит генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин.

«Пока еще теплится надежда, что некоторые крупные бренды останутся. Возможно, они оплатят упущенную прибыль и недополученную аренду», — добавляет региональный представитель РСТЦ, сопредседатель НРО «Деловая Россия» Евгений Бурденюк.

Наш комментарий

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

«Если говорить про упущенную выгоду, которую не получили торговые центры, то здесь все достаточно сложно. Для начала необходимо доказать факт неполучения определенной суммы денег с закрытого магазина и, как следствие, то, что владельцем ТРЦ не была извлечена прибыль от предпринимательской деятельности. Пока на практике подобные судебные дела не рассматривались, поэтому сложно говорить о перспективе подобных судебных разбирательств. Но в ближайшие время такие иски к владельцам закрытых магазинов должны появиться», — добавляет управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Прочитать полную версию статьи в Forbes