Свежий комментарий партнера ЮК Генезис Василия Сосновского в Эксперт.

В Госдуме 29 июня 2022 года рассматривается во втором чтении пакет документов, предполагающий объединение Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в единый Социальный фонд. Новая версия работы организации отличается от изначальной. Изменения, в частности, касаются организационно-правовой формы фонда, системы его управления и назначения председателя.

Как пишет «Коммерсант», изменения в проект были внесены с учетом критики юристов государственно-правового управления президента (ГПУ). Она стала основой для отзывов правового управления самой Госдумы и частично — комитета по социальной политике. 

В частности, ко второму чтению переработаны предложения по организационно-правовой форме будущего фонда: Минтруд предлагал ввести в Гражданский кодекс новый тип организации (внебюджетный фонд), теперь же законопроект описывает Социальный фонд как «государственное учреждение в форме внебюджетного фонда». Таким образом, в России появится новый, четвертый тип государственного учреждения. Его учредителем выступает правительство, оно же будет отвечать по обязательствам будущего фонда. Сам фонд, в свою очередь, станет учредителем подведомственных ему региональных подразделений. 

Изменится и предложенная Минтрудом форма управления фондом. Ко второму чтению из проекта ФЗ исчезла норма о создании его наблюдательного совета из представителей обеих палат парламента, профсоюзов и работодателей. Но зато теперь они смогут стать членами правления фонда (при условии сменяемости не реже, чем раз в три года.) Главу фонда, как и сейчас, будет назначать глава правительства, выбирая из кандидатур, предложенных Минтрудом.  

Наш комментарий

Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис»:

Создание единого Социального фонда РФ выглядит как административная реформа, призванная оптимизировать объем администрирования двух организаций, полагает партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский. В частности — сократить количество сотрудников, расходов на недвижимость, поддержание деятельности и т. д.

Такую инициативу, говорит юрист, можно только приветствовать, но организационная часть реформы ПФР и ФСС вторична и в основном касается сотрудников фондов и их полномочий. То есть, в этой части изменения больше касаются властных полномочий и перераспределения ресурсов госслужащих. 

Более важным — с точки зрения вопросов функционирования бизнеса — Василию Сосновскому видится переход к единой взносооблагаемой базе для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование. Согласно поправкам, с 2023 года для работодателей начнет действовать единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В пределах 1,565 млн рублей совокупный тариф страховых взносов составит 30%. Свыше этого порога размер сокращается до 15,1%. Плюс, со следующего года компании начнут платить социальные взносы и за сотрудников, работающих в рамках гражданско-правовых договоров.  

По сути, объясняет юрист, речь об увеличении налоговой нагрузки на бизнес, что снизит его доходы, которые и так в среднем падают в связи с экономическим кризисом. В Минтруде прогнозируют увеличение в 2023 году суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 28,1 млрд рублей, а на социальное страхование – на 113,3 млрд рублей. На практике, уверен Василий Сосновский, бизнес, как минимум микро, малый и средний, будет искать лазейки, чтобы снизить налоговую нагрузку. Рост числа самозанятых в России и привлечения бизнесом к сотрудничеству именно самозанятых — тому пример.