Свежий комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова в Эксперте.

Включать сделкам «красный», «желтый» (риск) или «зеленый»

«Светофор» для маркировки добросовестности контрагентов предложено включить в сервис «Прозрачный бизнес». Это предложение исходит от уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова и адресовано Федеральной налоговой службе (ФНС).

Эта служба и создала полтора года назад «Прозрачный бизнес». На названном так интернет-портале можно получить сведения из ЕГРН и пяти других госреестров, а также иную разнообразную информацию о субъектах бизнеса и их руководстве, включая налоговую. Так можно проверить своего контрагента, ничто не мешает узнать и то, какой видит ФНС вашу собственную компанию.

С прозрачностью, таким образом, понятно, а почему «светофор»? Идея Титова в том, чтобы показывать три уровня добросовестности контрагента: «добросовестный», «условно-добросовестный», «недобросовестный».

Она появилась в опубликованном там специальном докладе «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году», заслуживающем, конечно, более подробного рассмотрения. Но пока про «светофор».

Этот механизм должен давать гарантию признания предпринятых вами мер «по проверке благонадежности контрагента необходимыми и достаточными».

«Все последние годы налогоплательщиков беспокоит отсутствие механизма защиты при недобросовестном поведении их контрагентов, – отмечает в свое докладе Борис Титов. — Информационные возможности проверки добросовестности контрагентов ограничены. Понятие “принятие необходимых и достаточных мер по проверке благонадежности” не содержит строгих критериев и трактуется Федеральной налоговой службой и судами неоднозначно. И если на момент заключения сделки с контрагентом последний может являться во всех смыслах добросовестным, то на момент проверки — уже нет».

Для этого, говорится в докладе, нужно будет расширить информационное наполнение «Прозрачного бизнеса». Чтобы уже точно можно было сделать вывод об искомой добросовестности или ее отсутствии. И перед заключением сделки обоснованно принимать решение о начале сотрудничества.

Так, доклад рекомендует перенести в «Прозрачный бизнес» данные, получаемые через АСК НДС-2 (автоматизированная риск-ориентированная система контроля за возмещением НДС).

Наш комментарий

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

В самом деле, подтверждает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов, в настоящее время проблема, поднятая омбудсменом в части проверки контрагента и, как следствие, снятие ответственности с другой стороны сделки есть.  Налоговыми органами выработаны критерии и установлены маркеры, по которым фискалы идентифицируют бизнес в качестве фирм-однодневок.

Кроме того, отмечает юрист, банки отчасти дублируют функционал налоговиков и применяют тот же самый «светофор» для оценки бизнеса, беря во внимание не только основные общедоступные показатели, но также и анализ денежных операций, включающий наличие платежей по трудовым договорам и налогов.  В определенной степени унифицированных критериев, по которым устанавливается разумность налогоплательщика при выборе контрагента, до настоящего времени не сложились, они определяются с учетом обстоятельств дела и выработанных подходов судебной практики. 

Как полагает Артем Денисов, в самом деле целесообразно выработать тестовую систему, применяя которую можно говорить о том, что на определенную дату у контрагента отсутствовали признаки фирмы-однодневки, следовательно, налогоплательщику не может вменяться в вину работа с таким контрагентом. Данный подход через систему тестов активно используется в англо-саксонской правовой системе и широко себя зарекомендовал в качестве эффективного способа установления тех или иных обстоятельств.