Свежий комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова в Коммерсантъ.
По итогам июня судебные приставы признали обоснованными 15% поступивших на коллекторов жалоб. Это рекордный показатель за четыре года. По итогам первого полугодия выросло и общее количество поданных на взыскателей жалоб — на 15%, до 31 тыс. Эксперты считают, что число жалоб продолжит расти, в том числе на фоне принятия поправок к отраслевому законодательству. Параллельно увеличивается и уровень просрочки, что только активизирует жалобы.
По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), за шесть месяцев 2023 года россияне подали 30,9 тыс. жалоб на действия коллекторов, на 15% больше год к году.
Одновременно в отчетном периоде стабильно росла доля жалоб, признанных обоснованными, и в июне она составила 14,9% — более чем в два раза больше, чем в начале года, и максимум с 2019 года.
Досудебное взыскание, которым занимаются коллекторы и другие кредиторы, начинается через полгода с момента просрочки. Еще какое-то время требуется на развитие конфликта между взыскателем и должником, в результате которого в ФССП направляется жалоба, напоминает эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Александра Пожарская. «Наблюдая за кредитной и сберегательной активностью россиян, именно осенью прошлого года мы отметили уверенный тренд на рост просрочки. Поэтому вполне логично, что вместе с количеством дел, переданных на досудебное взыскание, к лету стало увеличиваться и количество жалоб»,— полагает она.
Вместе с тем на рост количества жалоб влияет и повышение уровня информированности граждан о возможности сообщить в ФССП о нарушениях при взыскании. Тем более что с октября прошлого года активно обсуждалась тема изменения законодательства, установление уголовной ответственности для взыскателей и причины, по которым жалоба может считаться обоснованной, перечисляет эксперт.
На этом фоне будет больше и жалоб в целом и обоснованных жалоб в частности, уверена госпожа Пожарская. На активность заемщиков могут повлиять и недавно принятые поправки к закону «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Наш комментарий
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
Основные изменения касаются процесса коммуникации с должниками: определено, что несколько взаимосвязанных сообщений, полученных должником, являются единым сообщением, а обмен сообщениями в течение дня считается одним взаимодействием. Как считает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов, «оснований для жалоб станет больше», хотя динамика жалоб будет зависеть от того, «будут ли соблюдаться данные правила со стороны профессиональных участников».
Впрочем, сами коллекторы считают, что опасения преувеличены. Доля обоснованных обращений на протяжении двух лет держится в пределах до 15%. Для сравнения: доля обоснованных обращений на банки в ЦБ — 20%. По итогам года показатель не превысит текущего значения и будет находиться в диапазоне 10–12%.