Свежий комментарий юриста ЮК Генезис Надежды Полищук в Octagon Media.

Россияне массово страдают от спам-звонков из клиник, стоматологий, школ, банков и других организаций. Часть из них – назойливая реклама, на которую абоненты когда-то сами давали разрешение компаниям. Но среди звонящих есть и мошенники, которые получают персональные данные из слитых в даркнет баз. Пока механизма борьбы со спамерами нет, абоненты могут жаловаться и отзывать разрешения на обработку персональных данных у конкретных компаний, но этот процесс долог. Законодатели обсуждают увеличение штрафов, операторы связи и банки внедряют программные схемы для выявления и блокировки спам-звонков.

Точных статистических данных о количестве рекламных звонков, поступающих на мобильные телефоны россиян, нет. Но то, что их количество растёт, фиксируют не только абоненты, но и операторы сотовой связи. В компаниях говорят о десятках миллионов звонков ежемесячно.

Наш комментарий

Надежда Полищук, юрист юридической компании «Генезис»:

– Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

К такой информации относится ФИО, номер паспорта, СНИЛС или ИНН, дата и место рождения, домашний адрес, номер телефона и так далее.

По общему правилу, предусмотренному в Федеральном Законе «Об обработке персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Согласно ст. 21 вышеуказанного закона, в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва.

Для отзыва согласия на обработку персональных данных будет достаточно подать заявление в письменной форме с указанием на ранее данное согласие, подобного рода практика сложилась и в судебной практике (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2019 по делу N 33-7630/2019).

Подавать заявление на отзыв персональных данных можно одним из следующих способов:

  • лично в письменном виде — потребуется два экземпляра, в одном представитель организации должен расписаться в получении;
  • в электронном виде через сайт или приложении, если там есть соответствующая возможность;
  • отправить почтой заказное письмо с уведомлением.

При этом если вы хотите отозвать согласие на обработку персональных данных, предоставленное интернет-сервису, просмотрите его сайт или приложение. Механизм отзыва согласия на обработку персональных данных может быть предусмотрен в самом сервисе, и вам не нужно будет писать обращение оператору персональных данных.

Как известно, ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка обработки и использования персональных данных, а именно «обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Если говорить о тех же банках, то они  имеют право обрабатывать персональные данные клиентов с целью исполнения договоров. На практике это значит, что если у гражданина есть непогашенный кредит, счет в банке, то запретить обрабатывать персональные данные этим организациям нельзя. То есть сначала нужно закончить отношения: закрыть счет или погасить кредит, а потом отозвать свое согласие.

Вопрос привлечения той или иной организации к ответственности за незаконное распространение и использование персональных данных разрешает Роскомнадзор по тому или иному субъекту РФ.

Интересным представляется дело, с которым столкнулись при анализе судебной практики по данному вопросу. Истец обратилась в суд с исковым заявлением  к Банку, ссылаясь на то, что при заключении с Банком кредитного договора она дала свое согласие на обработку персональных данных. После исполнения кредитных обязательств она направила в Банк письменное заявление, в котором отозвала свое согласие на их обработку, между тем, Банк в нарушение положений Федерального закона “О персональных данных” продолжил хранение и использование ее данных с целью осуществления рекламы своих услуг путем осуществления рассылки СМС-сообщений и телефонных звонков, что причинило ей нравственные страдания, которые Истец оценила в 50 000 руб. Данные требования были удовлетворены. (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 88-7625/2021 по делу N 2-2154/2020).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что компенсация морального вреда может также являться одним из способов защиты своего нарушенного права.

Конечно, существует и более простой способ прекращения спам-рассылок/звонков – можно заблокировать той или иной номер, с которого Вам поступают постоянные звонки, но нет никакой гарантии, что Вам не будут звонить с другого номера с теми же предложениями.

На данный момент проблема спам-звонков актуальна как никогда. В государственную думу внесен проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за рекламу, распространяемую по сетям электросвязи”, который разработан в целях ужесточения методов борьбы со спамом рекламных телефонных звонков, в котором предусматривается размер ответственности виновных лиц.

То есть какого-то определенного простого и эффективного метода борьбы со спам-звонками в настоящий момент не выработан, но проблема достаточно актуальная и решить ее можно одним из указанных выше способов.

https://octagon.media/istorii/kak_lishit_biznes_svoix_personalnyx_dannyx.html