Свежий комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова в Коммерсантъ.
Информация о том, что некоторые, уже купленные билеты авиакомпании «Аэрофлот» на остров Пхукет, внезапно аннулировали, стала распространяться с 21 октября в социальных сетях. По словам пострадавших покупателей, им пришло сообщение от авиакомпании, в котором говорилось следующее: «к сожалению, по техническим причинам 19 октября по указанному направлению вам был некорректно оформлен билет. Наши специалисты устранили несоответствие, но просим с пониманием отнестись к тому, что мы были вынуждены аннулировать бронирование, произведем возврат денежных средств».
Аннулированные билеты в Таиланд клиенты приобрели по невысокой для данного направления цене. Так, одна из туристок рассказала «Ъ-Урал», что приобрела билет в обе стороны за 24,8 тыс. руб. Другие клиенты рассказывали о покупке билетов в тропическую страну по еще более низкой стоимости. Сейчас, согласно данным сайта «Аэрофлота», билет из Екатеринбурга на Пхукет в начале ноября обойдется в 48 тыс. руб.
В качестве компенсации авиакомпания предложила клиентам 30-процентную скидку на покупку нового билета. С таким предложением согласились не все туристы. В Telegram они создали канал, где уже больше 1 тыс. участников, отдельно завели чат, где обсуждают подготовку иска в суд Екатеринбурга (в чате более 80 участников). Среди клиентов распространяется бланк претензии к авиакомпании.
«На данном этапе у пострадавших два варианта. Первый — компенсация разницы стоимости билетов (между аннулированными и купленными заново), а также компенсация невозвратных денег за отели, аренду автомобилей. Второй — требовать выполнения перевозки (у кого вылет в следующем году), т.к. если вылет в ноябре–декабре, до этого времени суд не успеет принять решение»,— рассказала «Ъ-Урал» одна из клиенток.
К ситуации подключились Уральская транспортная прокуратура и Роспотребнадзор. Так, в Роспотребнадзоре заявили, что аннулирование билетов, выписанных по ошибочной цене, не может быть законным. «Предложение авиакомпании на сайте о стоимости и основных условиях перевозки является публичной офертой. После оплаты пассажиром авиакомпания не вправе в одностороннем порядке отказаться от оказания услуг»,—пояснили в Роспотребнадзоре, указав на то, что аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ.
В Роспотребнадзоре отметили, что региональным управлениям дано поручение «подробно консультировать» пассажиров и оказывать им содействие в подготовке претензий и исковых заявлений. «Роспотребнадзор рассматривает возможность подачи группового иска, если будет собрано необходимое количество заявлений от пострадавших»,— сообщили в ведомстве.
Как уточнили «Ъ-Урал» в свердловском управлении, пока к ним обратились только двое пострадавших.
«Наши специалисты по защите прав потребителей планируют предложить авиакомпании в добровольном порядке решить вопрос с потребителями. Если от авиакомпании поступит отказ, тогда потребителям будет оказана помощь в судебной защите»,— сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Получить официальный комментарий от «Аэрофлота» на момент публикации материала не удалось: в пресс-службе заявили, что запрос «Ъ-Урал» находится на рассмотрении.
Наш комментарий
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
– «ВС РФ некоторое время назад разбирал пару интересных кейсов, один из них был связан с техсбоями, в результате которых потребитеь приобретали продукцию по значительно меньшей стоимости нежели рыночная в нем ответчиком выступал ЦУМ, в другом ответчиком выступал известный маркетплейс который аннулировал заказ потребителя из-за предложения по стоимости. В обоих случаях суд встал на сторону потребителей. При этом подход выработан следующий – Верховный суд РФ обязал выяснять природу технического сбоя сайта при спорах из-за невероятно низких цен в интернет-магазине: причины и характер «цифрового коллапса» имеют значение для правильного разрешения спора. В случаях, когда технический сбой произошёл в результате злонамеренных действий третьих лиц, в связи с чем цены в интернет-магазине отражаются некорректно, судам надо разбираться, исходит ли в таком случае публичная оферта от самой торговой площадки. В случае с Аэрофлотом сценарий будет тем же самым».
По мнению управляющего партнера юридической компании «Генезис» Артема Денисова, в подобных делах суд может запросить техэкспертизу. Например, если цена на сайте отражается некорректно в результате хакерского взлома, то тогда ответчик не несет ответственности. Но если цена установлена «в результате халатных действий» самого ответчика, тогда продать должны по указанной цене, пояснил юрист.
https://www.kommersant.ru/doc/6298686?from=glavnoe_66