Свежий комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова в газете Коммерсантъ.
Место пусто не бывает
После блокировки весной 2022 года в других странах карт российских банков, прекращения полетов в РФ большинства зарубежных авиакомпаний и остановки их код-шеринговых программ с перевозчиками из РФ онлайн-тревел-агентства (ОТА) стали одним из основных операторов продажи авиабилетов. Сейчас на долю агентств приходится не менее 50% от общего объема реализуемых авиабилетов, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. По его словам, операторами ОТА продается четверть всех железнодорожных билетов, что в полтора раза больше год к году.
По словам операционного директора Bnovo Александры Наумовой, сегодня на ОТА приходится 72% онлайн-бронирований отелей и 32% от их общего объема. «Локальные игроки практически заместили ушедший с российского рынка Booking.com, доля которого до 2022 года была сопоставима»,— уточняет она. Исполнительный директор Bronevik.com Марина Гончаренко считает, что в натуральном выражении количество бронирований отелей через ОТА в 2023 году выросло на 69% год к году, на рынок вышли семь новых игроков. Начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит о многократном росте показателей российских экосистем на фоне низкой базы: так, объем бронирований через «Яндекс» в текущем году вырос втрое, через «Авито» — в девять раз.
Сегмент продолжает увеличиваться вслед за общим ростом спроса на поездки. По данным Погранслужбы ФСБ, общее число только зарубежных поездок за январь—сентябрь 2023 года выросло на 20% год к году, до 21 млн. Оценить внутренний поток самостоятельных туристов, не пользующихся услугами туроператоров, сложно. В отелях РФ, по данным Росстата, за девять месяцев остановилось 66,3 млн человек, что на 19% больше год к году.
Член совета директоров Tutu Игорь Сивец уточняет, что две трети россиян предпочитают бронировать билеты и проживание самостоятельно – как напрямую у отелей и перевозчиков, так и через OTA. Руководитель «Яндекс Путешествий» Павел Алешин добавляет, что чаще всего туристы самостоятельно планируют поездки внутри страны. Долю OTA на рынке самостоятельного туризма в целом эксперты оценить не берутся. В Минэкономики считают, что в ближайшие два-три года она достигнет 70%.
Безответственно и расслабленно
Несмотря на активный рост ОТА, правовое поле для участников этого сегмента до сих пор четко не расчерчено. Управляющий директор Ostrovok.ru Дарья Кочеткова считает, что e-travel регулируют два основных закона — о туризме и защите прав потребителей. Павел Алешин добавляет к списку нормативную базу для онлайн-платформ в целом, числе законы об информации и рекламе.
Наш комментарий
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
– С точки зрения права вопросы взаимоотношений между туристами, туроператорами регулируются такими актами как:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации – данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Это как раз таки те отношения, которые возникают между туристами, туроператорами, системами бронирования, так как стороны по общему правилу заключают договор по оказанию услуг, в соответствии с которым турист оплачивает деньги, а другая сторона, соответственно, оказывает услуги по организации отдыха.
2. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” – данный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
3. ФЗ «О защите прав потребителей» – данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Если же говорить отдельно об отношения с системой бронирования, то так как она выступает «посредником» между перевозчиком и пассажиром, к примеру, то на данные отношения также распространяет свое регулирование как и Гражданский кодекс РФ, так и Закон «О защите прав потребителей».
Отсутствие в законодательстве таких определений как туристический агрегатор/система бронирования в целом можно считать проблемой? Почему? Или может это ничего страшного тк много иных отраслей, которые фактически никак не регулируются?
– Да, вопрос правого регулирования является на данный момент одним из наиболее актуальных,
Создается такое впечатление, что на данный момент работа агрегатора может быть построена по агентской схеме или с использованием конструкции договора возмездного оказания услуг. При агентской модели агрегатор не просто выступает посредником между клиентом и исполнителем, но и принимает на себя ряд обязательств, действуя в интересах одного из них.
В какой-то мере отсутствие четких определений туристического агрегатора или системы бронирования в законодательстве может привести к разночтениям и недопониманиям в отношении их деятельности и правового статуса.
В свою очередь это может создать проблемы в регулировании и контроле их деятельности, а также в защите прав потребителей.
Таким образом, введение четких определений и правовых норм, касающихся туристических агрегаторов и систем бронирования, поможет урегулировать их деятельность и защитить интересы потребителей.
Также предусмотреть, каким образом будет проверяться их деятельность на предмет несоответствия законодательству.
Какие меры законодательного регулирования на ваш взгляд могли бы быть оптимальными, если в них есть необходимость? Почему?
В первую очередь, как уже говорилось ранее, не хватает законодательно утвержденного определения таких понятий как «туристический агрегатор» или «система бронирования», чтобы простой потребитель мог понимать, с чем он столкнулся.
Во-вторых, разграничить ответственность, которую будут нести указанные выше объекты, и которую их учредители.
Возможно, также предопределить размер штрафов, которые бы взымались с определенных правомерных действий.
Можно говорить о том, что сейчас отсутствие отраслевого регулирования создает для отрасли и определенные проблемы.
Например, в августе мы стали свидетелями как после гибели людей на экскурсии по речным коллекторам был арестован владелец агрегатора «Спутник» — в отсутствии регулирования вопрос о том за что площадка несет ответственность оказался дискуссионным (https://www.interfax.ru/russia/924812). Повторение подобных случаев возможно? Может вы знаете похожие примеры или видите другие риски? Какие?
– Да, конечно, любая сфера жизни, не урегулированная нормами права должным образом, может создавать определенные проблемы, так как это означает, что нет четких правил и стандартов, которым должны руководствоваться стороны.
В результате, возможны ситуации, когда ответственность за произошедшее четко не определена, что в свою очередь может повлечь привлечения к ответственности лицо, которое, казалось бы, не имеет отношение к произошедшей ситуации, как это и произошло в деле, когда был арестован владелец агрегатора «Спутник».
Агрегаторы, являясь информационными посредниками, по общему правилу не несут ответственности перед клиентами за качество и условия предоставления самих товаров и услуг, предлагаемых на их платформе.
В то же время клиент, заказывая услуги через агрегатора, не утрачивает возможность предъявления требований к непосредственным исполнителям, поскольку фактически в договорные правоотношения по поводу их предоставления он вступает именно с ними, а не с агрегатором, в качестве примера можно привести решение Ленинского районного суда г. Томска от 10.06.2016 по делу № 2-1177/2016.
Также отдельно стоит отметить, что агрегатор предложений по авиабилетам, отелям и турам не несет ответственности за действия перевозчиков, отелей и других лиц, участвующих в предоставлении туристических услуг. Он лишь предоставляет информацию о доступных предложениях, но не контролирует их качество, сроки и условия предоставления.
Таким образом, клиенты должны быть готовы к тому, что агрегатор не может гарантировать качество услуг, поскольку он сам не является поставщиком туристических услуг. Это отличает его от туроператоров и турагентов, которые прямо ответственны перед клиентами за качество предоставляемых услуг
Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/6397689