Антимонопольное или конкурентное право – это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии, которая предъявляет ряд требований к деятельности компании: от покупки крупных активов до размещения рекламы.
Именно поэтому, практически любая компания рискует попасть под регулирование антимонопольного законодательства и получить санкции за его нарушение. Несоблюдение требований может привести к серьезным последствиям: от крупных штрафов до привлечения должностных лиц к уголовной ответственности.
Многие из целей и задач антимонопольного (конкурентного) регулирования, антимонопольной и конкурентной политики государства, получили легальное закрепление в основных законах Российской Федерации, входящих в систему правового регулирования конкуренции и монополии, в частности, Федеральных законах “О защите конкуренции”, “О естественных монополиях”, “О рекламе” и других.
Наиболее интересующие бизнес направления антимонопольного законодательства в настоящее время представляют антимонопольный комплаенс и государственный контроль соблюдения антимонопольных правил о торгах (закупках). Желание более детально разобраться в этих вопросах часто приводит руководителей на консультацию к опытным юристам в сфере госзакупок.
Антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс является и подушкой безопасности, и конкурентным преимуществом для бизнеса, так как позволяет предотвратить наступление негативных последствий от совершения антимонопольных правонарушений.
Антимонопольный комплаенс -это добровольная деятельность компании по изучению антимонопольного закона, распространению этих знаний среди сотрудников и принятию мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного закона, включая применение мер дисциплинарной ответственности к сотрудникам, которые были ознакомлены с правилами допустимого поведения, однако совершили отступления.
Кроме того, антимонопольный комплаенс – это комплекс мер, предпринимаемых внутри организации, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, своевременное обнаружение допущенных отступлений и их самостоятельное устранение, а также проведение “работы над ошибками” с целью предотвращения повторения в будущем подобных несоответствий антимонопольному закону.
Целесообразность внедрения системы антимонопольного комплаенса в компании обусловлена необходимостью предотвращения наступления антимонопольных рисков, которые сейчас оцениваются как одни из самых высоких в общей системе рисков организации.
Как известно, ответственность за антимонопольные нарушения может быть очень высокой. За большую часть антимонопольных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде оборотных штрафов, которые для крупного бизнеса могут достигать сотни миллионов рублей, а в некоторых случаях и исчисляться миллиардами. Для должностных лиц возможна дисквалификация.
Институт антимонопольного комплаенса – новый, требует определенных затрат для компаний по его внедрению, в том числе на обучение и последующее содержание соответствующего штата комплаенс-офицеров. В связи с чем на данном этапе необходимо стимулировать развитие антимонопольного комплаенса, в том числе путем принятия норм, направленных на снижение административной ответственности для организаций, в которых действует система мер, направленных на предупреждение антимонопольных нарушений.
Государственные (муниципальные) закупки и закупки отдельными видами юридических лиц (регламентированные закупки)
Сфера государственных (муниципальных) и регламентированных закупок – это особая сфера отношений, которую можно рассматривать как уже сложившийся рынок закупок для обеспечения публичных нужд, имеющий огромное значение для развития российской экономики, стимулирования производства инновационной и высокотехнологичной продукции российского происхождения.
Особо следует отметить расширение возможностей обжалования нарушений в антимонопольном органе участниками закупки. С 31 декабря 2017 года в антимонопольном органе участники закупки вправе обжаловать не только действия (бездействие) заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Обжалованию подлежит и утвержденное заказчиком положение о закупке.
Вместе с тем эффективность публичных закупок обеспечивается в том числе и наличием стабильного законодательства, содержащего ясные, не допускающие различного толкования, правила. Однако столь частые изменения законодательства о публичных закупках и внесение в ряде случаев недостаточно обоснованных изменений приводят к значительным сложностям в освоении и применении новых правил. Закупочная деятельность сформировалась в качестве отдельного сложного вида экономической деятельности, требующего специальной подготовки в различных областях знаний.
Благодаря многолетнему опыту работы в сфере антимонопольного права, юристы по госзакупкам ЮК “Генезис” помогут любой организации проверить свою деятельность с учетом требований антимонопольного законодательства, а также составить обращение в органы ФАС РФ по факту нарушения закона.
Наши услуги в области государственных закупок и Антимонопольного права:
- Консультирование по вопросам антимонопольного права в сфере закупок (торгов) ;
- Подготовка обращений и представление интересов в ФАС РФ по административным спорам в связи с нарушениями в проведении закупок (торгов) ;
- Обеспечение защиты организатора торгов при обжаловании его действий/бездействия в ходе проведения торгов в антимонопольный орган;
- Обеспечение защиты участника торгов при обжаловании действий/бездействия организатора торгов в ходе проведения торгов в антимонопольный орган;
- Представление и защита интересов клиента в судебных разбирательствах связанных с оспариванием решений ФАС РФ;
- Юридическое сопровождение и анализ сделок с учетом требований антимонопольного законодательства;
- Подготовка документов компании в сфере антимонопольного права;
- Разработка антимонопольного комплаенса;
- Представление интересов клиента при рассмотрении антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства и административных дел;
- Сопровождение согласования гражданско-правовых сделок с ФАС РФ