Юридическая компания «Генезис» осуществляет профессиональную поддержку клиентов по вопросам действующего налогового законодательства. В предпринимательской деятельности налоговые споры с государственными контролирующими органами возникают достаточно часто, что нередко влечет за собой шлейф негативных последствий. Чтобы профессионально решить налоговые споры с минимальными издержками, нужно иметь узкоспециализированные знания и опыт взаимодействия с различными инстанциями. Наши юристы представляют интересы клиентов по налоговым спорам как в судебном, так и в досудебном административном порядке.

Правовая помощь в разрезе налогового законодательства охватывает следующие направления:

  • досудебное урегулирование налоговых споров
  • взыскание с контролирующих органов убытков, причиненных неправомерными действиями;
  • представление интересов налогоплательщика в суде по вопросам возмещения НДС, искам налоговых органов о применении налоговых санкций, претензиям об уплате налога с дохода физических лиц и многое другое;
  • востребование налоговых доначислений, оплаченных в счет будущих платежей;
  • планирование и оптимизация налоговой отчетности на предприятии. (Оптимизация НДС, закрытие «разрывов» по НДС)

Мы успешно защищаем интересы наших клиентов в налоговых спорах, возникающих как в ходе налоговых проверок, так и на стадии обращения в суды всех инстанций. В спорах с налоговыми органами мы обеспечиваем максимальный результат, добиваясь существенного снижения налоговых претензий или их отмены.
Четкие рекомендации, вырабатываемые для клиентов, позволяют минимизировать риски возникновения притязаний налоговых органов в будущем.

Досудебное урегулирование налоговых споров

По информации, предоставленной средствам массовой информации заместителем руководителя УФНС России по Свердловской области Марины Рябовой, с каждым годом арбитражными судами Российской Федерации приходится рассматривать все меньше налоговых споров. Их число ежегодно сокращается на 15–20 процентов.

С 1 января 2014 года введен обязательный  досудебный порядок рассмотрения налоговых споров, то есть  все решения, действия или бездействие  должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после обращения налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган.

Досудебное урегулирование включает себя подачу жалобы в тот налоговый орган, решения, действия или бездействие сотрудников которого обжалуются.  Жалоба должна быть передана в вышестоящее региональное налоговое управление, где и происходит ее рассмотрение. В течение месяца, максимум двух налогоплательщик узнает о результатах рассмотрения жалобы. Движение жалобы и результат по ней находятся в открытом доступе, и отражаются  на сайте ФНС.

Как прямо отмечает заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области М. Рябова, досудебное урегулирование налоговых споров имеет немало плюсов: «Во-первых, налогоплательщик освобождает себя от уплаты каких-либо госпошлин и судебных издержек. Сама по себе жалоба проста в оформлении, а рассматривают ее, а затем и исполняют решение по ней  в сжатые сроки».

 

Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера:

  • обжалование решения налогового органа об отказе в возмещении из бюджета НДС в связи с совершением экспортных операций;
  • обжалование решения налогового органа о взыскании налога (обжалование решения о проведенной налоговой проверке);
  • обжалование решения налогового органа о приостановлении операций по счетам;
  • обжалование решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ;
  • неуведомлении налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о взыскании налога;
  • нарушении сроков возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога

Целью существования коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации объявлено извлечение прибыли. Если субъект предпринимательской деятельности не извлекает прибыль, то, по мнению современных законодателей, он не имеет права на существование (обязан закрыться, ликвидироваться, обанкротиться). Извлекаемый доход подлежит налогообложению как прямо (путем взимания налога на прибыль), так и косвенно (путем взимания, в частности, налога на добавленную стоимость).

Большинство налогоплательщиков России являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Значимость этого налога для государства подтверждена повышением ставки НДС с 1 января 2019 г. до 20%. Администрирование данного налога представляет для налоговых органов наибольшее удобство, периодичность сдачи отчетности по НДС (каждый квартал) позволяет оперативно осуществлять фискальные функции, постоянно совершенствуется программное обеспечение.

Безусловная оплата полной ставки налога безумна с точки зрения здравого смысла, экономически невыгодна с точки зрения бизнес-интересов. Законодателем предусмотрена возможность освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС (применение специальных налоговых режимов, в частности, упрощенной системы налогообложения), а также возможность получения налогоплательщиками налоговых вычетов (в порядке, предусмотренном ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Всякий коммерсант в целях увеличения доли прибыли стремится оптимизировать свои затраты на уплату НДС, иногда выбирая для этого способы, противоречащие закону, либо используя пробелы в законодательстве. Однако с каждым годом делать это становится все более рискованно. Некоторые эксперты рекомендуют отказаться от оптимизации НДС вовсе, потому что ставится под угрозу деятельность бизнеса в целом. По их мнению, логично сосредоточиться на оптимизации, например, налога на прибыль, потому что законных возможностей для этого больше. Рекомендация по отказу от оптимизации НДС основывается на том, что Федеральная налоговая служба РФ постепенно исключает из своей работы человеческий фактор, активно автоматизирует системы оценки хозяйственных операций, направленных на выявление схем по уклонению от уплаты налогов.

Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение, в том числе следующей задачи: обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) – программа, специально разработанная Федеральной налоговой службой РФ для автоматического осуществления приема, учета и обработки данных поступающих от налогоплательщиков деклараций по НДС.

Обеспечение функционирования автоматизированных информационных систем возложено на Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (сокращенно МИ ФНС России по ЦОД).

Приказом Федеральной налоговой службы от 31 января 2018 г. № ММВ-7-4/56@ утверждено положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных и о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных № 2.

В соответствии с ст. 168 Налогового кодекса РФ для получения вычета по НДС налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган счет-фактуру продавца (исполнителя работ). Также налоговая служба вправе потребовать от налогоплательщика Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книги покупок и Книги продаж. Поэтому необходимо ответственно заполнять эти документы.

На практике налогоплательщики сталкиваются со следующей ситуацией. Налоговики, выявляя в каком-либо звене цепочки поставщиков несоответствие между денежным эквивалентом поставленных товаров, выполненных работ (услуг), отраженным в налоговой декларации по НДС и в Книгах покупок, и величиной фактического оплаченного поставщиками налога, заявляют о возникновении так называемого «разрыва». Никакого законодательного регламентирования «разрывов» по НДС нет (пока нет). Но придание статуса закона установившейся практике поведения – явление частое. По-видимому, в ближайшем будущем следует ожидать поправок в НК РФ в части регламентации «разрывов» по НДС.

С 1 января 2015 года налогоплательщики, уплачивающие НДС, обязаны предоставлять в налоговые органы электронные декларации по телекоммуникационным каналам связи, а одновременно с ними и электронные книги покупок и продаж (см. п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом правомерность получения налогоплательщиками вычета по НДС поставлена в зависимость от подтверждения поставщиком товара (услуги) хозяйственных операций в Книге продаж, правильного составления последним налоговой декларации по НДС и уплаты им налога. Кроме того, немаловажным аспектом для получения вычета по НДС также является репутация фирмы-поставщика. В целях выявления прямых либо косвенных связей с фирмами – «однодневками», иными недобросовестными организациями путем использования нового программного обеспечения (в частности АСК НДС-2) налоговый орган практически в 100 % случаев в состоянии определить получателей налоговой выгоды. Основные задачи налоговых органов по этому вопросу описаны в Письме ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР».

Предоставление плательщиком НДС отчетных документов о взаимоотношениях с фирмой, которая, по мнению налогового органа, не обладала достаточными для этого возможностями (номинальный руководитель, массовый адрес регистрации организации, отсутствие необходимых для ведения бизнеса ресурсов, как-то: персонала, складов, транспорта, низкая налоговая нагрузка, отсутствие деловой цели работы с этим контрагентом, отсутствие реальности хозяйственных операций) свидетельствует о документальном подлоге, и как следствие, о необоснованном вычете по НДС, а также о факте неуплаты/неполной уплаты НДС (что образует «разрыв»: разницу между требующейся к уплате сумме НДС и фактически уплаченной поставщиком/контрагентом суммой налога).

После выявления «разрывов» гарантирован вызов на комиссию (рабочую группу по АСК НДС-2) в налоговую инспекцию, где инспектор в «доходчивой» форме предложит налогоплательщику два варианта: убрать «разрыв» (путем исключения недобросовестных контрагентов) и доплатить налог или быть готовым к включению в план выездных проверок. В ходе выездной проверки наверняка будут выявлены дополнительные нарушения, а это уже штрафы от 20 до 40 % от неуплаченной суммы и пени.

Обнародованная Верховным судом РФ и ФНС РФ статистика налоговых споров за 2016 г. указывает на то, что при общем снижении количества судебных споров налогоплательщиков с ФНС (в 3 раза по сравнению с 2015 г.) сами споры, в основном, выигрывают налоговые органы (более 80% дел), а Верховный суд РФ отправляет на пересмотр менее 2 % решений судов.

Дополнительные подробности о «разрывах» по НДС, законных способах оптимизации НДС компетентно расскажут специалисты Юридическая компания «Генезис», помогут правильно выстроить работу, сведут риски к минимуму.